Источник вдохновения

Микс джаза, живописи и литературы


«Джаз – это музыка для души умного человека», – решил Алексей Коган, и продолжил джазовый проект Харуки Мураками.


Раньше я не был большим почитателем джаза. Мало его знал. Однако начав работать над «Джазовыми портретами», неожиданно для себя погрузился в непонятный мир звуков и ритмов. Примерно на середине книги я вдруг понял, что джаз – это музыка для души, способная волновать воображение и будоражить чувства. Благодаря «Джазовым портретам» я стал богаче внутренне, открыв для себя новую страницу в мире музыки», – вспоминал переводчик издательства «Эксмо» Иван Логачев. История появления этого сборника эссе Мураками такова: в 1992 г. японский художник Макото Вада, руководствуясь собственным вкусом, выбрал и нарисовал 20 джазменов. На его выставке JAZZ Харуки Мураками, которому понравились картины, решил написать к ним тексты, работая под звучание пластинок из домашней фонотеки. Здесь надо вспомнить, что один из самых популярных писателей мира, помимо своих романов и рассказов, известен и коллекцией из 40 тыс. джазовых пластинок. Позднее к первой части «Джазовых портретов» добавилась вторая, с бонусами в виде очерков об Арте Пеппере, Фрэнке Синатре, Гиле Эвансе и др. 55 исполнителей и виниловых дисков из коллекции японского писателя стали темами для 55 эссе, собранных в книге «Джазовые портреты».

Известный украинский популяризатор джаза журналист Алексей Коган решил оживить эти тексты музыкой: выбрал 19 лирических миниатюр, озвучил их своим голосом и сопроводил музыкальными композициями, о которых пишет Мураками.

Все это можно услышать на двойном диске «Джазовые портреты Харуки Мураками», подготовленном Алексеем Коганом. Диск был уже представлен широкой публике в рамках фестиваля Jazz in Kiev 2008. Алексей Коган: «Мы хотели сделать то, чего до нас никто не делал. Как оказалось, джаз любит оседать не в больших городах, а в маленьких городишках. Мегаполисы почему-то не болеют джазом. Но мы постараемся изменить ситуацию. Этот проект работает на общую цель, ведь Япония многих привлекает своей экзотикой. Однако музыка Страны восходящего солнца, скорее, – удел гурманов. Мураками-эссеист избрал самый интернациональный жанр – американский джаз. Главное для него было, слушая джаз, услышать и самого себя. Он отказался от жонглирования стилями, злоупотребления музыкальной терминологией. Каждое из эссе – глубоко личная рецензия-хайку в две с небольшим странички. Получилась и не книга даже, а сборник короткой поэзии, музыкальных открыток из далекой страны».








Практичная музыка Луи Армстронга

С тех пор, как Армстронг стал каждый день играть на трубе, все почему-то просыпались в хорошем настроении и засыпали со спокойным сердцем. С чего бы это? А все потому, что труба Луи звучала необычайно естественно и плавно. Он играл практичную музыку, способную успокоить тех, кто шел на похороны, и вселить радость в тех, кто вернулся с кладбища. Стремился он к одному – чтобы его музыку слушали и понимали. Трубачи часто называют свой инструмент чоппером, что в переводе с английского – «нож для разделки мяса». Послушайте решительную и жесткую «West End Blues» с альбома 1928 г., и вы поймете, насколько острым был нож в руках Армстронга, и как музыкант при этом был счастлив.


Прощение Билли Холидей

Ближе к сорока я стал чаще ставить именно поздние вещи Билли Холидей. Душа и тело словно требовали этой музыки. Я много думал, что привлекает в ее поздних композициях? В последнее время мне кажется: а уж не прощение ли? Поздняя музыка Билли Холидей точно прощает мне многие ошибки, принимая их все до одной вместе с переживаниями тех, кому я в жизни сделал больно как человек и писатель. Она словно говорит: «Будет тебе, забудь». Это не утешение, и мне совсем не кажется, что меня кто-то успокаивает. Что угодно, только не утешение. Просто Билли прощает меня. В своей композиции «When You’re Smilling» она поет: «Улыбнись, и весь мир улыбнется с тобой». Вы не поверите, но мир действительно улыбнется!


Харуки Мураками «Джазовые портреты»

Залишити відповідь