В декабре на сайте postnauka.ru был опубликован небольшой раздел исследования из сборника «Топография счастья: этнографические карты модерна» кандидата исторических наук, доцента кафедры социологии и социальной антропологии МГУДТ Марии Золотухиной. Вот любопытный отрывок оттуда о том, как в США представляют, пожалуй, идеальный график роста финансовой сознательности у детей (и для взрослых пригодится):
- Раннее (три-четыре года) ознакомление ребенка с идеей денег включает рассказ о работе (правда, родителям не рекомендуют увязывать работу только с деньгами). Те, кто предполагают платить детям за их «работу», считают, что это можно начинать делать лет с четырех.
- Умение ждать вполне доступно пятилетнему ребенку, равно как и осознание ограниченности возможностей; это нужно всячески поддерживать и развивать.
- Начиная с шести лет, когда дети оказываются под давлением сверстников (т.к. идут в нулевой класс школы), полезно начинать прививать элементы критического восприятия действительности, в том числе рекламы. Тогда же еще больше детей начинают получать пособие.
- Многие родители считают, что к восьми годам можно периодически выдавать большую сумму (к примеру, на одежду) и предлагать самому чаду решать, что именно купить. Известно, что маленькие дети легче накапливают деньги («восьмилетний сын получает 8 долл. в неделю и не любит, чтобы его сбережения были менее 100 долл.»), чем подростки, которые не только тратят, но и менее склонны обращаться за советом к родителям.
- В одиннадцать-тринадцать лет большую ценность приобретает идея прироста (хотя бы 10%) понятие «сложного процента» (compound interest): «если родители видят, что ребенок старательно копит, то они могут и сами «подкинуть»» (Стефани); уже можно объяснить принцип кредитования. Дети могут и акции приобретать — по данным исследования Мерил Линч (Merrill Lynch Survey) 1999 года, 11% американских детей в возрасте от двенадцати до семнадцати лет владели ценными бумагами. Эксперты считают, что инвестирование в знакомые компании при контроле со стороны родителей может оказаться прибыльным и полезным — ведь менее 20% старшеклассников имеют представление об инвестировании. Здесь работает простой принцип: если инвестируют — пусть умеют нарисовать схему инвестирования. При этом хорошо известны случаи, когда несовершеннолетние интернет-предприниматели ворочали миллионами долларов. Но главное — нужно работать (о чем еще будет сказано ниже).
- С четырнадцати лет пора подбирать университеты и сравнивать цены на образование, приучаться как можно меньше платить по кредитной карточке. Пора говорить о налогах и о пенсии.
- В восемнадцать лет, к моменту поступления в колледж, умение обращаться с текущим счетом, кредитной карточкой (кредит — привилегия, а не право), займами на обучение — не менее важно, чем собственно учеба.