Светлая сторона дьявола

В 1984 г. на Западе вышло крупное исследование новейшей истории Гватемалы – книга Джима Хэнди «Gift of the Devil» («Подарок дьявола»).

Неудивительно, ведь работа над ней проходила во время самого жестокого периода гражданской войны в стране, с 1978 по 1984 гг. Судьба этого государства – наследника цивилизации майя – собрала все самые страшные беды, пережитые за последние полвека Центральной Америкой. Кроме упомянутой Гватемалы, к этой части света относят Белиз, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рику и Панаму. К списку добавляют и южные области Мексики. Лишь относительно недавно туристический сайт Lonely Planet начал писать об этом регионе (правда, с предупреждениями об опасностях), как о месте, в котором «сконцентрировано больше разнообразия, чем в любой сходного размера области на планете». Каким бы дьявольским ни был подарок, у него обязательно есть и светлая сторона.

Европейцы пришли в Центральную Америку задолго до возникновения понятия «туризм». В начале XVI в. Испания завоевала практически всю ее территорию, объединив под названием Королевство Гватемала. Колония избавилась от испанского контроля в 1807 г., когда Наполеон изгнал короля Фердинанда с престола. После двух лет существования в составе Мексиканской империи, в 1823 г., центральноамериканские страны обрели независимость. Однако счастья это им не прибавило. Испанское правление, основанное на расовой и экономической дискриминации, сменили коррумпированные чиновники и пришедшие в регион транснациональные корпорации вроде американской United Fruit (ныне Chiquita Brands International), деятельность которой считается хрестоматийным примером неоколониализма. Знаменитое выражение «банановая республика» касалось прежде всего этих стран (его придумал О. Генри, живший в Гондурасе в 1896 г.).

Бананы, хлопок, сахар, кофе и говядина оставались основными статьями дохода Центральной Америки до 1980-х. Также регион преуспел в «производстве» плохих новостей, пестрящих такими словами, как «хунта», «переворот», «партизаны», «президенты в погонах», «эскадроны смерти», «контрас» и проч. Ситуация стала меняться в 1990-х. Наконец-то закончилась 30-летняя гражданская война в Гватемале, да и во всей Центральной Америке наступило относительное спокойствие. Именно тогда местные государства распознали в туризме стратегический сектор экономики.  Среди первых, кто сделал ставку на заграничных путешественников, были относительно стабильные Коста-Рика и Панама. В 2000-х к ним подтянулись Гватемала, Никарагуа и Сальвадор.

В каждой центральноамериканской стране действительно есть чем заняться и на что посмотреть. Вдоль берегов Белиза тянется огромный барьерный риф, длина которого 280 км, – всемирно известное место для дайвинга.

Действующий вулкан Ринкон-де-ла-Вьеха – одна из многих достопримечательностей Коста-Рики. В Гватемале расположен Тикаль – один из крупнейших городов майя (I-IX вв.). Сальвадор славится живописными пляжами (альтернатива серфингу Коста-Рики и Никарагуа) и национальным парком Эль-Импосибле с тропическими лесами. Великолепное место для бердвотчинга – озеро Лаго-де-Йохоа в Гондурасе. Ну и памятником всему этому разнообразию можно считать панамский музей естественной истории.

Спроектированный Фрэнком Гэри, он откроется в начале 2013 г.
Конечно, транснациональные отельные сети существенно вписались в местную инфраструктуру. Но если вы не сторонник отдыха в комфортабельных изолированных юнитах (некоторые из них и сегодня обнесены колючей проволокой), то, возможно, лучшим способом узнать Центральную Америку будет путешествие на мотоциклах. Этот вид беспокойного отдыха – ровесник туристической индустрии региона. Его популярность начала расти в 1990-х, когда появилось «Пособие по мотопутешествиям» Криса Скотта, пропагандировавшее мотодальнобой по «необустроенным экзотическим местам со всеми их прелестями». Модным приключением данный вид отдыха стал после того, как в 2004 г. шотландский актер Юэн МакГрегор и его друг Чарли Бурман совершили кругосветное путешествие на BMW GS. Британское телевидение показало снимавшийся во время поездки документальный фильм «Долгая дорога вокруг света». Ныне он выложен на YouTube и продолжает вдохновлять любителей туризма, отмеченного некоторой долей непредсказуемости.

Смыслообразующая опция

Анна Павленко, путешественник-любитель. Совершила путешествие на мотоцикле по Гватемале и Сальвадору в январе 2012 г.:

– Если приехать в эти страны с целью просто что-то посмотреть, то можно увидеть не очень много. Это путешествие необходимо хорошо продумать. Когда мы его планировали, мотоцикл был важной спортивной опцией, я даже сказала бы смыслообразующей. Можно, конечно, присоединиться к группе трудящихся, посмотреть вулканы и покататься на байдарках, велосипедах, но это будет также недешево и очень по-туристически.

Перелет дорогой (около $2 тыс. в экономклассе), длительный и сложный. Чтобы его организовать, лучше обратиться в киевское турагентство. Еще одна рекомендация – недорогая (примерно $50 за номер на двоих) гостиница «Casa Florencia Hotel» в Антигуа-Гватемале с замечательной и порядочной хозяйкой Патрисией. Мотоциклетный тур, который мы выбрали, назывался «Coast to Coast 10 Day Motorcycle Tour». Купить его от первоисточника можно на сайте: www.infohub.com/ (Supplier: M15125). Десять дней с гидом обойдутся в $2,1 тыс. на человека. Недешево, но без гида осуществить такое путешествие почти нереально, поскольку указателей нет, дороги нормально не маркированы. Что касается безопасности, то все не так страшно. Люди как люди. Похожи на украинцев, то есть не очень любезные, не очень культурные, но правила дорожного движения нарушают не так часто.

Оправданный риск

Первое, что может понадобиться в таком путешествии, – умение ездить на мотоцикле эндуро. Анна Павленко управлять этой машиной училась в киевской мотошколе. Базовый курс состоит из десяти занятий. «Я попросила провести еще одно дополнительное занятие, чтобы поучиться ездить по грязи, – говорит Анна. – В Гватемале и Сальвадоре хватает дорог, где эти навыки пригодятся». Достаточно ли этого новичку, чтобы проехать 1500 км? «Мой опыт показал, что вполне достаточно, хотя я три раза роняла мотоцикл, – рассказывает путешественница. – Но если вы будете думать о том, что делаете, то сможете преодолеть это расстояние и в гору, и по камням, грязи и воде. И не обязательно мчать со скоростью 160 км/ч, достаточно и 80 км/ч». Теперь о безопасности. Организаторы тура могут выдать участникам не только мотоцикл, но и шлем, перчатки, наколенники и налокотники. Однако для полного спокойствия нужно иметь защиту для спины, очки, ботинки, защищающие щиколотку (можно трекинговые), а также одежду, которая полностью закрывает тело.

 

Залишити відповідь