«Выделяйте идеи и рассказывайте истории»

Совет №1

Когда меня просят дать один и самый главный совет для проведения успешного выступления, я делюсь тем, который сам в свое время получил от Эда Тейта, чемпиона мира по публичным выступлениям в 2000 г. Он следующий: подумайте хорошенько, что вы хотите сказать по существу, и расскажите на эту тему историю. Совет прост и действенен – нет более сильного способа донести свою мысль до аудитории и не быть забытым уже на следующий день, чем рассказать историю. В 2006 г. я присутствовал на чемпионате по публичным выступлениям в США, где нас собралось более 1 тыс. человек, чтобы определить десятерых самых сильных в мире спикеров.

Среди всех этих потрясающих выступлений я отметил и запомнил одно, посвященное, как ни странно, не спасению мира, а отношениям спикера со своим младшим братом – достаточно испорченным ребенком. Казалось, выбранная тема была незначительной и самой нелепой из возможных для такого случая. Но все слушатели на сто процентов внимали спикеру во время его выступления. Почему? Потому что это было эмоционально, правдиво, о личном и тем или иным образом касалось практически каждого из присутствующих в зале. И я до сегодняшнего дня помню главную мысль, которую спикер хотел донести до нас. Соответственно почему бы вам не попробовать сделать то же, если представится возможность: взять одну самую важную идею и привязать ее к своей истории?

Совет №2

Эмоции, которые несет спикер, сближают его с аудиторией, а его эмоциональная открытость и даже некая уязвимость обладает огромным потенциалом влияния. К сожалению, в деловом мире эмоциональная уязвимость – практически всегда отрицательное качество. Уязвимость равна слабости, неубедительности и даже профессиональной несостоятельности.

Неудивительно, что деловые люди и управляющие всех уровней старательно ее избегают. И каков результат этого? Уход в полное рацио. Создание презентаций, которые просто констатируют факты, используют профессиональный жаргон, грязнут в лишних данных, обделены хорошими тематическими анекдотами и юмором, не могут эмоционально вовлечь аудиторию… Одним словом, деловые люди предпочитают игру на безопасной территории, которая, по моему мнению, ведет к холодности при подавляющем количестве деловых контактов и коммуникаций.

Конечно, я не выступаю за постоянное состояние «коммерческой психологической экзальтации и вуайеризма». Я говорю о том, что эмоции сближают. Бесстрастная природа большинства деловых коммуникаций является упущенной возможностью. Спросите любого венчурного капиталиста, что для него имеет значение при принятии решения. Да, деловое предложение важно, но определяющим фактором, когда речь идет об инвестировании, является управленческая команда. Люди. А процесс глубокого и полного знакомства с человеком по своей природе эмоционален. То есть человеку нужно позволить себе продемонстрировать свои эмоции, что в свою очередь означает стать более уязвимым для собеседника. Но, возможно, как раз эта уязвимость и демонстрация своего истинного «Я» и создает ваше конкурентное преимущество? Подумайте над этим.

Совет №3

Научитесь разрешать себе чувство взволнованности и нервозности перед важным выступлением или переговорами. Главное – не давайте возобладать над вами ощущению вины и недовольства собой по поводу волнения. Нервничать само по себе никогда не является проблемой. Проблемой может стать то, как вы для себя это объясняете и какое значение этому придаете. Договоритесь с собой, что вы будете чувствовать себя так, как чувствуете, и двигайтесь вперед.

Совет №4

Пару соображений насчет использования слайдов в вашей презентации. Когда вы готовите презентацию, задайте себе вопрос: будут слайды визуальной помощью или визуальным шумом для аудитории? Помните: если вы используете слайды, то они должны полностью работать на пользу ваших слушателей, а не для того, чтобы помочь вам как презентатору вспомнить ход презентации или какую-то информацию. Не обольщайтесь, когда выдаются строка за строкой, подпункт за подпунктом и вы планомерно это зачитываете. В этом случае вам никогда не быть в центре внимания. А следовало бы, поскольку именно вы являетесь сердцем происходящего и вкачиваете жизнь в презентацию. Если это было бы иначе, можно было бы просто обойтись раздачей распечатанных материалов вашего доклада. Поэтому в следующий раз подумайте, действительно ли  вы нуждаетесь в слайдах, чтобы донести свою мысль или идею до слушателей, или на самом деле лучше справитесь без них.

Меня часто спрашивают: какое количество слайдов для презентации оптимально? Мой ответ: столько, сколько вам действительно нужно. Я считаю, что лучше иметь 30 простых слайдов с одним внятным сообщением на каждом из них, чем шесть очень сложных и перегруженных.

Совет №5

Мне нередко задают вопрос: на что я больше всего трачу время при подготовке к своим презентациям или выступлениям? На заучивание и репетицию, на поиск информации? Нет, не на это. Я работаю над тем, чтобы определить суть того, о чем действительно хочу рассказать, и сформулировать ее четко, просто и ясно. Вы сами прекрасно знаете, что во время подготовки к выступлению люди суетятся в поиске данных, их источников, убедительных фактов, громких цитат, результатов исследований, графических решений для слайдов и проч. И этот процесс может быть весьма трудоемким. Я же советую остановиться и хорошо подумать над тем, что вы хотите сказать, чем это на самом деле является и как об этом можно рассказать. Затем использовать результаты ваших размышлений для того, чтобы понять, какую информацию использовать, а какую нет. Вам нужно, как деревьям, осенью стряхнуть лишние «пожелтевшие» слайды и мысли своей презентации и оставить лишь устойчивый ствол – ваше фундаментальное сообщение. Если вы научитесь это делать, то подготовка к будущим выступлениям будет проходить без стресса и лишней головной боли, а сами выступления станут понятны и запоминаемы.

Познакомиться с техниками глубокого воздействия в деловом общении и проверенными на практике методами коммуникации и публичного выступления Саймона Бакналла вы сможете, посетив 12 и 13 декабря его мастер-класс «Лидеры в роли спикеров». Детали по тел.: (044) 494 25 04.

Залишити відповідь