«Пусть это будет моя сказка»

Севара Назархан стала известна на Западе в начале 2000-х благодаря совместной работе с Питером Гэбриэлом, который помог ей записать сольный альбом на своем лейбле Realworld Records, и с которым она сотрудничала во время тура «Growing Up». В 2004 г. BBC назвала Севару «Лучшим артистом Азии», а в 2012-м она приняла участие в проекте «Голос» на российском «Первом канале», благодаря которому сразу стала известна широкой русскоязычной публике. Певица знает правила шоу-бизнеса, но, кажется, не спешит полностью им подчиниться. Свою внутреннюю жизнь она также предпочитает строить по собственным законам. Значительная часть разговора была посвящена этой теме, но и от музыки беседа сильно не отклонялась.

Вы себя считаете интровертом или экстравертом?

Ну, если важно употребить эти два слова, то называйте интровертом, хотя я не причисляю себя к той или иной категории. У меня свои понятия на этот счет. Временами мой образ жизни очень хаотичный, иногда наоборот. Я на себя больше настроена, а как это будет выглядеть в глазах окружающих, меня не сильно волнует. Мне важен мой материал: я должна быть уверена в том, что представляю людям.

Есть ли у вас способ настраивания на выступление? Как вы управляете своими эмоциями? Считается,  что женщине это дается труднее,  чем мужчине.

(Смеется). Во-первых, я не причисляю себя ни к женщинам, ни к мужчинам. Уже не знаю, сколько лет твержу, что я эльф, хотя никакого отношения к Жанне Агузаровой не имею. Я не гость из космоса, а абсолютно земная. Конечно, умею быстро собраться, мне не нужно искать в себе этот настрой, потому что у меня внутри есть вера. Эта вера, в принципе, делает все. Я верю в то, что делаю, внутренне понимаю, где и почему нахожусь. Искусство, как ни крути, очень взаимо­связано с верхним пределом. Кто-то называет его Богом, кто-то Аллахом, я называю Главным…

Поэтому могу сказать:  выходя на сцену, точно знаю, что сама собрана, а также уверена в своих музыкантах. Мы, как один организм, настраиваемся на одну волну.

У вас есть что-то вроде процедуры, ритуала какого-то?

Нет, это не ритуал. У нас есть такая маленькая общая молитва, она длится секунды три. Мы подносим ладони к лицу… Молитва… Для меня это чистой воды самоуважение. Значит вы себя понимаете. Можно быть суперсовременным человеком и при этом иметь внутри собственные законы, которые необязательно перед другими открывать.

Вы произнесли слово «эльф», и я хочу уточнить интонацию. Здесь была какая-то доля иронии?

Нет, никакой иронии. Вы знаете, у меня всегда была внутренняя борьба с этими установками: женщина/мужчина. Возможно, с этим стоит смириться как с обстоятельством, данным свыше. Но у меня внутри был всегда протест. При этом я не хотела быть мальчиком. У меня не было такого, чтобы мне нравились девочки. Никаких отклонений, все как обычно. Я понимаю, что я женского пола, но не приветствую, когда меня называют «девушкой» или «женщиной». Мне нравится «эльф». Все. Какая разница? Это всего лишь слово, согласитесь, но именно от него мне абсолютно комфортно внутри. Пусть это будет моя сказка. Возможно, мы все живем в своих сказках. У кого-то они страшные, у кого-то – слишком возвышенные…

Кстати, русский религиозный философ Николай Бердяев писал о преодолении половой сущности человека. Посредством любви.

Интересно. Знаете, когда обнаруживаешь, что разные источники сходятся в каких-то истинах, в голове прямо ясность какая-то наступает. Тогда твердо понимаешь: да, видимо, так оно и есть. Понимаешь внутренне. То есть необязательно это пропагандировать всем. Наверное, в этом и состоит поиск себя… Знаете, у меня как у музыканта есть еще одна миссия – сделать так, чтобы люди просыпались, начинали себя понимать. Я благодарна тем, кто пишет мне: «Спасибо, вы прекрасно поете, вы божественная, вы такая, вы сякая…». Я прекрасно знаю свои минусы, знаю, куда стремлюсь, что мне нужно, и меня это не пьянит, никак не дурманит. Но я вдвойне благодарна тем, кто эмоционально открывается, рассказывает мне о том, что с ними происходило, когда они прониклись музыкой.

Зачем вам нужно было участие в телевизионном шоу «Голос»? Потом вас можно было увидеть еще и в «Вышке» на Первом канале. Это технологические ходы с вашей стороны?

В телик я особо никогда не стремилась, потому что мне больше нравятся концерты – малые, большие. Они у меня были и есть. Я в этом смысле, конечно, избалована. Как для артиста, я счастливый человек, но перед участием в «Голосе» выпустила русскоязычный альбом «Так легко», и его не приняли. Тем, кто занимал руководящие посты на радио и телевидении, он показался странным, неформатным и т. д. Я с этим, конечно, была не согласна, думала: «Я вам покажу! Вы еще посмотрите!». Это было тоже какой-то причиной для участия. Но, клянусь, когда приняла решение, это было для меня стопроцентной иронией. Для меня главным было не рассмеяться во время всех этих туров, сделать вид, что все это серьезно. Но потом, когда все началось, я поняла, что такое быть подопытным кроликом, что чувствуешь, когда тебя судят, насколько тяжело находиться под прицелом. Когда сердце начинает колотиться и чувствуешь себя ребенком каким-то. И потом, выбранные песни и уважение к тем людям, которые их создали и до меня исполняли, сделали свое дело. Для меня все стало очень серьезным, я очень честно все спела. А ирония просто сошла на нет.  

Что касается «Вышки», то для меня ведь всю жизнь был важен спорт. «Вышка» укрепила мне мышцы, потому что были интенсивные тренировки. Мне казалось, что я готовлюсь к Олимпиаде, настолько все ломило. Я во сне плакала. Поняла, как бывает больно, когда ты спишь, а у тебя все болит, и ты не знаешь, как эту боль унять. А завтра с утра тренировка. Только ради того, чтобы это понять, я была рада там побывать.

То есть в «Голос» можно войти,  как в какую-то забаву, но в итоге шутка может оказаться серьезным трансформирующим событием?

По своим ощущениям и реакции зрителей я понимала, что все делаю предельно честно. Я не сильно обращала внимание на свой внешний вид, специальные люди меня не причесывали, не одевали… Приходила с песней: «Просто примите, оцените, и я удалюсь». Я была такой, как есть. Никого не изображала. А вообще это все не затягивает меня. Думаю, не нужно заигрывать с судьбой. Если ты много лет торчишь в телевизоре – это тебя сожрет. Ты и сам не заметишь, что уже стал другим. И эта трансформация, я даже думаю деградация, ничего не дает.

Или надо дозировку знать?

Желательно. Не торчать. Ясно, что после шоу больше людей о тебе узнают, тебя полюбят. Но если ты не оправдаешь их доверия, то, извини, будет сложнее. Тут действительно нужно дозировку знать, потому что можно просто не понять, что ты уже себя потерял. Себя видеть сложнее, чем других, – это относится ко всем нам. Нужно быть очень внимательным, особенно в такой сфере.

Какая музыка на вас сейчас влияет? Есть ли современные группы, которые в последнее время произвели на вас сильное впечатление?

Есть такая группа, которая недавно мне просто крышу снесла, – CocoRosie. Это две американки (сестры Кэседи: Бьянка «Коко» и Сьерра Роуз «Рози» свой первый альбом выпустили в 2004 г. – Прим. ред.). Они такие безумные и играют абсолютно неформатную музыку, которая что-то делает с моей головой. Раньше я не могла даже предположить, что могу такое хотя бы как-то принимать. А сейчас скажу: для меня это в высшей степени искусство.

Есть ли у вас песня, которую вы можете назвать главной в своей жизни? На данном этапе.

Каждая песня любима по своему, но есть та, которая на протяжении многих лет меня постоянно трогает. Она на узбекском языке, называется «Юр Мухаббат» («Уйдем, любовь» по-русски). Это первая песня, которую я сама написала в 1999 г. Если послушать ее в самой ранней аранжировке, то она может показаться попсовой до невозможности (я сейчас исполняю ее в самых разных стилях). Но, вникнув в текст, понимаешь, что это – о сути жизни. А суть этой песни еще и в том, что душа каждого человека по-своему идеальна. Она влетает в вас, и вы уже творите с ней то, что можете. Мне повезло, что я соприкоснулась со своей душой посредством музыки. Но я знаю прекрасных людей, сделавших это через бизнес. Они себя настолько точно нашли через это, что сердце радуется, когда понимаешь: эти люди занимаются своим делом. Классно, когда есть такое попадание. А есть же много и заблудших.

То есть действия, которые ты совершаешь во внешнем мире, – это способы соединиться со своей душой во внутреннем?

Конечно. Это такой круговорот, который все равно проходит через душу… Что-то у нас с вами запредельный разговор какой-то получился (улыбается).

Эльф из Асаки

Севара Назархан – певица, исполняющая поп-, рок-, традиционную узбекскую музыку, а также композиции собственного сочинения.

Родилась в 1976 г. в Асаке, небольшом промышленном городе (около 60 тыс. человек) на востоке Узбекистана. Во время учебы в консерватории г. Ташкента пела в составе местной группы «Sideris». Вскоре стала выступать сольно. В 2000 г. на фестивале современной этномузыки WOMAD в Лондоне познакомилась с Питером Гэбриэлом, которому понравилось ее творчество. В итоге в 2002-м на его студии вышел альбом «Yol Bolsin», продюсером которого выступил Эктор Зазу, специализирующийся на группах жанра world music. В 2007 г. на гэбриэловском лейбле Realworld Records вышел еще один альбом – «Sen», подтвердивший авторитет Севары как исполнительницы мирового уровня.

Русскоязычные релизы певицы:  «Так легко» (2010) и «Письма» (2013).

Залишити відповідь