Комментирует Евгений Кожокин, директор Российского института стратегических исследований: Когда после событий в Андижане в Ташкенте было принято решение о том, чтобы присоединиться к ЕврАзЭС, это было прежде всего политическое решение, свидетельствующее о смене внешнеполитического курса.
Узбекистан на протяжении 90-х годов в своей внешней политике в значительной степени ориентировался на США и Евросоюз.
ЕврАзЭС . это не политический клуб, каковым все более становится СНГ. Это реальное интеграционное объединение, присоединение к которому не только дает целый ряд “плюсов”, но и налагает довольно серьезные обязательства. Ташкенту было невероятно сложно присоединиться ко всем соглашениям, заключенным в рамках ЕврАзЭС Еще более сложно ему было выполнять их.
Есть видимая сторона дела . это политический шаг, который привел к расширению организации еще на одно государство. Но есть также и невидимая сторона дела, которая, тем не менее, хорошо известна, минфинам и минэкономикам стран-членов ЕврАзЭС. Дело в том, что узбекская экономика существенно отличается от российской или казахстанской.
Для Узбекистана характерна этатизированная экономика, экономика в значительной степени закрытая. Она не могла интегрироваться с экономиками других стран ЕврАзЭС без проведения внутренних реформ. На данный момент глобальный экономический кризис затронул и экономики стран Центральной Азии. Он усилил в Узбекистане протекционистские тенденции, желание минимизировать его последствия.В итоге было принято решение о приостановлении членства в ЕврАзЭС.
Но следует обратить внимание на то, что речь идет именно о приостановке членства Узбекистана в ЕврАзЭС, а не о выходе из организации.
Если говорить об отношениях России и Узбекистана, Узбекистана и других государств-участников ЕврАзЭС, то они остаются достаточно прочными и продолжают развиваться.
Отношения Москвы и Ташкента базируются на основательной договорной базе. Действует подписанный 14 ноября 2005 года в Москве Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном. Формулировка договора уникальна. Речь идет не только о стратегическом партнерстве, кстати такой договор между нашими странами также имеется и был заключен годом ранее – 16 июня 2004 года, но и о союзнических обязательствах двух стран.
Вывод о том, что Узбекистан делает резкий поворот в своей внешней политике, считаю просто неверным. Существуют национальные интересы Узбекистана. Именно им отвечают стабильные стратегические отношения с Россией и другими странами-членами ЕврАзЭС.