Доллар консолидирует рынок

На вызовы 2014 г. фармрынок ответит консолидацией, и не только в рамках одного среза, но и межсегментной.

Несмотря на огромный потенциал роста, украинский фармацевтический рынок в 2013 г. в натуральном выражении фактически не изменился. Его прирост в физическом выражении составил всего 0,5% (1274 млн. упаковок) против 5% в 2012-м. На этом фоне подъем рынка в деньгах на 14% – до 35,8 млрд. грн. – является скорее тревожным фактором. Аналитики сходятся во мнении: рост рынка за последние девять месяцев обусловлен инфляционной и валютной составляющими. И до введения обязательного медстрахования и механизмов возмещения стоимости для пациента рынок будет расти либо падать исходя из весьма ограниченных возможностей среднестатистического потребителя.

По оценкам отечественных и зарубежных аналитиков, украинский фармрынок должен ежегодно расти на 5-10% в натуральном выражении. Этому способствует большой нереализованный спрос на медицинские услуги и лекарства со стороны населения и медучреждений. Так, мы существенно отстаем от ряда стран Восточной и Западной Европы и по потреблению лекарств, и по затратам на лекарственные средства (ЛС). В Украине уровень их потребления на душу населения составляет $87/год, в России – $138, Польше – €237, Венгрии – €414, Португалии – €391, Франции – €468, Германии – €492, Великобритании – €289.

Другой яркой иллюстрацией одновременно и слабой развитости, и перспектив фармрынка можно назвать такой показатель, как средневзвешенная стоимость упаковки ЛС. В 2013 г. он в Украине увеличился на 11% и составил 24 грн. Для справки: данный показатель – один из самых низких в Европе и СНГ в долларовом эквиваленте. Эта цифра является индикатором покупательной способности среднеобеспеченного гражданина, а также уровнем его готовности к покупке всех препаратов из списка назначений врача, а не тех, что по карману.

Столь серьезные отставания в показателях вызваны в первую очередь тем, что в нашей стране потребление лекарств на 84% в деньгах (88% в упаковках) финансируется самим пациентом. В большинстве развитых государств пропорция обратная: за лечение пациент платит 5-30% от стоимости препаратов, остальное покрывается страховыми фондами и госпрограммами. В Украине обязательное медстрахование уже более 20 лет находится на этапе внедрения. В такой ситуации основным драйвером роста рынка лекарств является динамика доходов граждан, уровень инфляции, а также коле­бания валютного курса.

2014-й – снова кризис?

Однако запуск пилотных проектов по введению обязательного медстрахования произойдет не раньше 2015 г., и это в том случае, если будут реализованы планы предыдущей власти. На следующий год, учитывая все общеизвестные негативные факторы, макроэкономисты и отраслевые эксперты прогнозируют фармацевтическому рынку заметный спад. Об этом на IX Ежегодном аналитическом форуме «Фармрынок Украины-2014» высказался Леонид Гуляницкий, профессор Института кибернетики им. В. М. Глушкова НАН Украины: «По оптимистическим оценкам рост фармрынка в долларовом эквиваленте составит 6,1%; при умеренно пессимистичном сценарии – в случае значительного изменения курса валют, возможно падение – 2,5%».

Валютные колебания наиболее заметно и быстро отражаются на конечной цене не только зарубежных, но и отечественных ЛС. Это связано с тем, что украинские производители на 90% зависят от импортного сырья, закупаемого за валюту. При этом цена растет не строго пропорционально изменению гривневой стоимости препарата, поскольку на ней отображаются и другие издержки, связанные с динамикой курса.

Говоря о перспективах текущего года в связи с началом долларового ралли, пессимисты вспоминают события после кризиса 2008 г. Тогда фармрынок обвалился с $3,2 млрд. в 2007 г. до $1,9 млрд. в 2009-м. Оптимисты же считают, что «улетевший» доллар «обещал вернуться»: падение курса – дело временное. Между тем Сергей Лысов, директор по прямым инвестициям Dragon Capital, отмечает: «Когда потребление и экономика в целом развиваются, фармацевтический рынок прирастает еще быстрее. А при экономическом спаде его динамика хуже, чем в других отраслях». Поскольку этот год не предвещает роста благосостояния потребителей (а это главный драйвер фармрынка), он может упасть существенно ниже общего спада в экономике.

Обесценивание национальной валюты на 10-20% может привести к росту цен на лекарства на 30-40% и более, а также обрушить рынок до 10%, как это уже было в 2009 г. (падение 13%). «То, что у людей нет денег, не означает, что цены не будут расти», – говорит Сергей Орлик, аналитик проекта «Фармконсалтинг». Однако в каких границах окажется фармацевтический рынок после того, как произойдет рост цен? По словам Владимира Игнатова, главы представительства Ипсен Фарма в Украине, исполнительного директора Ассоциации международных фармацевтических производителей AIPM Ukraine, курс сильно влияет на потребительские настроения, поэтому главная задача – удержать рынок.

Опыт показывает, что на восстановление рынка после глубокого падения требуется определенный период времени. Так, после кризиса 2008-2009 гг. для возврата занятых рыночных позиций игрокам потребовалось больше трех лет: объема в $3,2 млрд. рынок достиг (а затем превысил) только в 2012 г. Но пока об этом думают аналитики. Игроки же понимают, что в ближайшем будущем перед ними будет стоять одна задача – пережить новый кризис, и по возможности с минимальными потерями.

Устойчивость к валютному риску

Во время финансовых кризисов теряют все, даже те, кто впоследствии прирастает рыночной долей. Однако у разных представителей рынка своя степень устойчивости к валютным рискам, а значит масштабы потерь разные.

Невзирая на высокий уровень консолидации (92% рынка покрывают пять компаний: БаДМ, Оптима-Фарм, Альба-Украина, Вента, Фра-М), основную нагрузку в данной ситуации несут на себе дистрибьюторы лекарств, поскольку, кроме низкой рентабельности в примерно 1% (при фиксированной наценке в 10-12%), они предоставляют аптекам отсрочку платежа на 45-90 дней с момента поставки. При этом, даже своевременно регулируя оптовую цену, принимая во внимание валютные риски, дистрибьютор неизбежно теряет капитал, обесценивающийся в столь продолжительный период изменения курса. Учитывая критически низкую рентабельность и отсутствие возможности для повышения цены (наценка для большинства лекарств регулируется законодательно), бизнес в такие периоды чреват колоссальными убытками вплоть до банкротства.

Слабо консолидированная розница, по данным компании Морион, имеет рентабельность 0,7-1%, треть аптечных учреждений убыточны. Первая пятерка аптечных сетей («Аптека-Магнолия», «Мед-сервис Групп», «Титан», «Бажаємо здоров’я» ООО Сириус-95 и «Фармастор») занимает 12,4% рынка. Несмотря на то что у розницы больше регулируемая наценка (до 25%), возможностей для маневра с определением цены и минимизацией валютных рисков немного: высокая конкуренция вынуждает игроков иметь средний уровень наценки 21%. Сейчас массового исхода из розницы нет, потому что мало претендентов на покупку неприбыльных/убыточных аптек. А консолидация ритейла происходит слишком медленно: первые 100 предприятий (сетей и одиночных аптек) за три года увеличили свою долю с 57 до 60%.

Лучше других сейчас чувствуют себя производители. В структуре стоимости доля производителя находится на уровне 2/3, маржа EBITDA у крупнейших игроков превышает 20%. Формирование цены производителей на большинство ЛС на сегодняшний день не регулируется Минздравом и Гослекслужбой. Максимум, что может сделать регулятор, – заключить меморандум о замораживании либо постепенном повышении цен на лекарства в кризисный период.

Но производитель сам выбирает, выполнять ли договоренности. Идея регулирования цен производителей обсуждается уже не первый год. Речь идет о введении референтных цен на лекарства на основании сравнения стоимости аналогов в разных странах, а также введения НДС. Однако пока производитель при повышении цены руководствуется лишь конкурентной ситуацией на рынке.

Сила производителя притягивает к нему остальных участников фармрынка. Дистрибьютор в зависимости от своей величины может рассчитывать на скидки, а розница, демонстрируя лояльность в продвижении брендов производителя, – на получение адресной финансовой поддержки. Не всегда данное сотрудничество является взаимовыгодным: зачастую производитель, пользуясь своей силой, задает слишком высокие требования. В этом случае взаимоотношения по факту напоминают формулу «выиграл-проиграл».

В период выживания более слабые партнеры будут работать с тем, кто реально сможет улучшить условия бизнеса сегодня, а не смотреть на призрачную перспективу долгосрочного сотрудничества со статусным партнером. По мнению Александра Суходольского, директора по развитию БаДМ, производители должны реализовывать с аптечными сетями адекватные проекты. Действия по схеме «выиграл-выиграл» приведут к успеху каждого, а давление производителя может привести к общему проигрышу.

Внеплановая консолидация

В сложный период те, кто не потерял рыночную значимость, имеют шанс объединиться для совместного преодоления трудностей. Кшиштоф Седлецки, глава представительства Астеллас Фарма в Украине: «Одним из путей оптимизации рынка будет его интеграция и взаимодействие звеньев товаропроводящей цепочки». Причем это может произойти не обязательно путем слияний и поглощений. Соседи по сегментам станут теснее вести бизнес («прорастая» друг в друга), либо их сотрудничество будет строиться на основе маркетинговых договоров. Но с кем объединяться, как держать оборону против кризиса и прорываться на новые рыночные территории?

Дистрибьюторы, находясь между производителем и розницей, будут стремиться к более глубоким отношениям с ним, пытаясь «прорасти» в аптечные сети, а также бороться за эксклюзивность (фаворитизм) путем разработки дополнительных сервисов исходя из его специфики.

По мнению Тима Когана, директора департамента корпоративных финансов Capital Times, поскольку прибыльность дистрибуции низкая и в ближайшее время нет условий для ее роста, дистрибьюторы могут выбрать вектор вертикальной интеграции в сегмент ритейла. С этим согласен Сергей Ищенко, директор Proxima Research: «Интеграция в аптечные сети позволит иметь гарантированные и управляемые каналы сбыта. Благодаря развитию IT, позволяющих управлять товарными запасами аптечного учреждения, дистрибьюторы будут перетягивать на себя функцию управления ассортиментом».

Аптечные сети пойдут им навстречу, но будут по-прежнему стремиться выстраивать эксклюзивные отношения с производителями, устраняя шероховатости взаимодействия. Усилится тренд развития информационных технологий для формирования прозрачной открытой отчетности для поставщиков и повышения управляемости сетью. Аптеки станут заключать с производителями маркетинговые договоры, в которых будут оговорены четкие взаимовыгодные условия продвижения у них брендов. Акцент будет сделан на недопущении конфликтов в отношениях с производителями-конкурентами и отсутствии противоречий с пациентами. Борьба за конкретного пациента усилится: ритейлеры будут активно развивать IT-сервисы, направленные на потребителя. Речь идет об активизации работы в интернете, использовании для прямой коммуникации с пациентами мобильных платформ.

В целом для высвобождения потенциальной энергии отечественного фармрынка необходимо осуществить несколько вещей. В первую очередь исправить структуру потребления лекарств, так как в Украине пациенты часто лечатся не от того, чем болеют, и отдают предпочтение лекарствам, облегчающим симптомы, а не направленным на излечение. Серьезным драйвером роста станет развитие системы медицинского страхования с субсидированием потребления ЛС.

Данные инструменты формируют реальный спрос на лекарства, нужные пациентам согласно международным протоколам лечения. Именно после этого поход к врачу становится необходимостью, рецепт – финансовым документом, спрос на лекарства увеличивается в разы (из-за возможности получить бесплатное либо значительно удешевленное лечение и препараты). В конечном счете разговоры о большом потенциале украинского фармрынка станут реальностью.

Статистика продаж

>>> По данным Бизнес-кредита, аптечные продажи в январе-феврале 2014 г. в денежном выражении выросли на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го – до 5,9 млрд. грн., в натуральном выражении составили 0,27 млрд. упаковок, что соответствует уровню прошлого года.

В частности, розничные продажи ЛС в январе-феврале в денежном выражении составили 4,87 млрд. грн., что на 8,4% больше, чем годом ранее. В то же время розничные продажи лекарств в натуральном выражении сократились на 4,4% – до 0,17 млрд. упаковок.

Средневзвешенная цена лекарственных средств в феврале составила 30,13 грн. за упаковку, что  на 4,65% больше, чем в январе текущего года.

Цены на товары, продаваемые в аптечной рознице, в 2013 г. повысились на 10,8% по сравнению с 2012-м. Розничный фармацевтический рынок в денежном выражении вырос на 12,4% по сравнению с минувшим годом – до 30,6 млрд. грн., но сократился в количестве проданных упаковок на 7,6% – до 1,5 млрд.

По данным Гослекслужбы, средняя стоимость упаковки лекарственного средства украинского производства в 2013 г. составила 10,9 грн., иностранного – 47,9 грн.

>>> Proxima Research приводит несколько иные данные по рынку. Так, по данным этой компании, розничные продажи всех категорий товаров аптечной корзины в Украине по итогам 2013 г. в денежном выражении выросли на 12,7% по сравнению с 2012-м – до 35,85 млрд. грн., в натуральном выражении – на 1,6% – до 1,99 млрд. упаковок.

В частности, аптечные продажи ЛС за этот период в денежном выражении увеличились на 12,6% – до 30,47 млрд. грн., в натуральном – на 0,6% – до 1,274 млрд. упаковок.

По данным Proxima Research, лидером на рынке Украины по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении стал Фармак. В пятерку лидеров также вошли Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия), Takeda (Япония), Дарница (Украина) и Sanofi (Франция).

В пятерке самых продаваемых лекарственных средств в денежном выражении: Актовегин, Кодтерпин, Кардиомагнил, Но-шпа и Эссенциале.

Рейтинг крупнейших фарм­дистрибьюторов, как и годом ранее, возглавила БаДМ (Днепропетровск). В пятерку лидеров также вошли Оптима-фарм (Киев), Альба-Украина (Борисполь), Вента (Днепропетровск) и Фра-М (Донецк).

Залишити відповідь