Зоны со специальным экономическим статусом – не новинка для Китая. Так, более 30 лет назад была открыта специальная экономическая зона в Шэньчжэне, где зарубежным компаниям было разрешено осуществлять инвестиции в промышленный сектор и строить собственные заводы. Эти изменения дали начало большим экономическим реформам, в конце концов обеспечившим стране высокие темпы экономического роста и статус одной из самых могущественных экономик мира.
Но сегодня Поднебесная опять стоит перед выбором. Необходимость экономических
преобразований предопределена рядом внутренних и внешних факторов. Работоспособное население стареет, заработные платы растут. Свою роль играют также региональные интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так, в случае неприсоединения к Транстихоокеанскому партнерству китайская экономика рискует утратить значительные объемы торговли в регионе. Правда, участие в партнерстве потребует от Китая большей финансовой открытости. Однако либерализация финансового рынка сразу всей страны может стать шоком для экономики, именно поэтому правительство обратилось к уже проверенной схеме испытания нововведений в специальной экономической зоне.
В конце сентября прошлого года заработала зона свободной торговли (ЗСТ) в Шанхае, которая может дать начало амбициозным реформам, способствующим финансовой либерализации страны, и обеспечить второй экономике мира постоянный рост. Территория ЗСТ охватывает четыре уже существующие специальные экономические зоны, в частности, международный аэропорт Пудон и глубоководный порт Яншань.
Масштаб задуманного
Правительство Китая неслучайно выбрало Шанхай для тестирования экономических реформ. Это самый густонаселенный город страны, крупнейший транспортный и логистический центр, где находятся офисы 400 представительств крупных международных компаний и банков. Именно через Шанхай протекают огромные торговые и финансовые потоки.
С момента образования ЗСТ здесь зарегистрировались более 1,4 тыс. компаний, в том числе 12 иностранных банков. Еще 6 тыс. представительств находятся в процессе регистрации. За первые три месяца информацию о ЗСТ на официальном сайте просмотрели 1,8 млн. раз. Тем не менее до сих пор сложно сказать, какие именно новые правила будут реализованы на практике, ведь многие официальные документы имеют декларативный характер.
Нововведения касаются 18 довольно-таки регламентированных китайским правительством отраслей, охватывающих шесть основных сфер: финансовые услуги, транспорт и логистика, торговля, профессиональные услуги типа юридических или инжиниринга, культура и развлечения,
а также социальная сфера, в частности, образование и здравоохранение.
Прежде всего максимально упрощен процесс регистрации офиса или представительства компании, сократившийся с 29 дней за пределами зоны до четырех на ее территории. Все документы предоставляются в одно окно.
Рыночное установление процентных ставок, снятие ограничений и трансграничное движение денежных средств, возможность использования юаня в операциях через границу – все это обещает ЗСТ. Если данные изменения на самом деле будут внедрены и распространены за пределы зоны, это даст возможность в дальнейшем полностью конвертировать юань и открыть финансовые рынки Китая. Для компаний подобный шаг будет означать уменьшение расходов и возможность привлекать капитал из-за рубежа. Финансовым учреждениям представятся более широкие возможности для инвестирования и проведения денежных операций.
Последствия, на которые рассчитывают
Конечно, последствия финансовой либерализации почувствует не только Китай, но и весь мир. Если юань начнет использоваться наравне с долларом и евро, то это приведет к серьезным изменениям на мировом валютном рынке и в структуре мировых валютных резервов. Китайские банки станут более интегрированными в мировую экономику и смогут эффективнее конкурировать с мировыми гигантами.
Льготный инвестиционный режим на территории ЗСТ позволит не заполнять таможенную декларацию и не уплачивать пошлину на товары, ввозимые на территорию зоны и предназначенные для производственных целей или реэкспорта.
Для иностранных и местных компаний, зарегистрированных на территории ЗСТ, будет действовать также упрощенный режим. Под налоговые льготы попадает прибыль высококвалифицированных работников в случае, если они получили вознаграждение в форме акций или участия в капитале, а также прибыль компании за счет переоценки активов. Эти налоговые платежи могут быть уплачены отдельными частями на протяжении пяти лет. Местные лизинговые компании смогут закупать самолеты за рубежом, оплачивая 5%-й НДС на импорт при условии, что этот самолет будет арендован для внутренних авиаперевозок.
Китай – самый большой в мире потребитель сырья и полуфабрикатов и активный участник мирового фьючерсного рынка торговли этими товарами. В то же время его внутренний рынок фьючерсов и других производных ценных бумаг неразвит и невелик по объемам осуществляемых операций. В рамках зоны иностранные компании будут иметь доступ к фьючерсному рынку сырья и полуфабрикатов, а наличие больших складских площадей на ее территории обеспечит физические поставки согласно фьючерсным контрактам.
Существенных уступок стоит ожидать и в сфере морских перевозок. Шанхайский порт занимает центральное расположение по отношению к другим портам Китая, поэтому суда смогут использовать режим «удобного флага» благодаря регистрации в ЗСТ и осуществлять перевозки между портами страны. Возрастет объем перевозок и в международном аэропорту Пудон. Таким образом, Шанхай имеет все шансы к 2020 г. стать не только мировым финансовым, но и транспортным центром.
Открытие рынка капиталов даст возможность привлекать крупные страховые компании на китайский рынок. Их присутствие расширит возможности страхования грузов для морских перевозок и будет способствовать развитию торговли.
Все больше китайцев путешествуют за рубежом. Сейчас на рынке туристических услуг страны доминируют местные игроки, однако с открытием Шанхайской ЗСТ данный рынок может стать привлекательным и для иностранных туроператоров.
Внимание иностранных инвесторов также могут привлечь инвестиции в частные больницы и дома престарелых, которые на данный момент функционируют только как совместные предприятия.
На территории ЗСТ предполагается установление более благоприятного режима для разработчиков компьютерных игр и программного обеспечения, таких как Sony, Nintendo, Microsoft. Эти компании смогут производить и распространять свою продукцию в Китае. Однако пиратство, привычное для рынка страны, вряд ли будет способствовать привлечению на рынок иностранных игроков.
Перед открытием зоны распространялась информация об установлении свободного доступа к Facebook, Twitter и Google, однако этого не произошло, ведь медиаресурсы в КНР находятся под пристальным вниманием правительства.
Возможные выгоды для украинцев
Выгодна ли Шанхайская ЗСТ для украинских компаний? Например, продавцы сырья и полуфабрикатов получат (после регистрации офиса на территории зоны) доступ к фьючерсному рынку этих товаров, что позволит им либо застраховать себя от падения цен, либо получить дополнительную прибыль от ценовых колебаний. Стоит упомянуть и о налоговых льготах, однако до сих пор неясна ситуация с многообещающими льготами по уплате корпоративных налогов. Упрощенные таможенные процедуры и возможность не платить пошлину за импортируемые товары для производственных целей и реэкспорта дают дополнительные шансы для компаний, производственные мощности которых находятся в Китае. Однако еще раз стоит подчеркнуть, что многие изменения и нововведения – пока только обещания, поэтому надо подождать появления реальных и более детальных правил функционирования зоны.
Реальные сомнения
Сомнения в реализации всех заявленных реформ связаны с тем, что финансовые учреждения и денежные потоки значительно труднее контролировать, чем телевизоры, одежду и другую материальную продукцию. Денежные потоки могут быстро как вливаться в зону, так и вытекать из нее, а игры на разнице процентных ставок могут стать очередной схемой быстрого обогащения. Сомнение вызывает и заявление о свободной конвертируемости юаня, ведь рост курса китайской валюты по отношению к доллару и евро сделает часть китайского экспорта нерентабельной. В течение многих лет Народный банк КНР удерживает заниженный курс юаня, чтобы обеспечить китайским товарам большую конкурентоспособность, и недавнее заявление о запрете рыночного установления обменного курса юаня внутри зоны – тому подтверждение. Несмотря на провозглашенную политику стимулирования внутреннего потребления, экономика Китая все еще остается зависимой от экспорта, поэтому переход к рыночному обменному курсу юаня – процесс постепенный и длительный.
Какое будущее ждет Шанхайскую ЗСТ? Если реформы окажутся успешными и распространятся за пределы зоны, то это будет иметь значительное влияние не только на Китай, но и на мировую экономику в целом, ведь изменятся направления денежных потоков, трансформируются финансовые институты, доминирующие в мире. Уже сегодня Государственный банк развития Китая предоставляет кредитов больше, чем Всемирный банк, ряд китайских финучреждений кредитуют крупные инфраструктурные проекты в Африке, Латинской Америке и даже строительство бизнес-района вблизи аэропорта в Манчестере.
Что касается внедрения реформ только в Шанхае, то город станет еще богаче, однако на общее благосостояние страны это существенного влияния не окажет.