Украинский рынок авиационных пассажироперевозок остается монополизированным и закрытым – НИСИ

Рынок авиационных пассажирских перевозок в Украине остается монополизированным и закрытым, говорится в аналитической записке Национального института стратегических исследований (НИСИ) при президенте Украины "Относительно усовершенствования механизмов государственного регулирования рынка авиационных перевозок в условиях интеграции Украины в ЕС", размещенной на веб-сайте института.

По данным экспертов института, такая ситуация приводит к тому, что цена на услуги украинских авиакомпаний является достаточно высокой по сравнению со странами Европы, где гражданская авиация является одним из основных и не слишком дорогих видов передвижения: билет в пределах еврозоны стоит в два-три раза дешевле по сравнению с его стоимостью в Украине, где она на внутренних линиях в одном направлении может значительно превышать $150.

"Основным фактором, который в ближайшее время наиболее существенно повлияет на рынок авиаперевозок в Украине, является создание единого авиационного пространства с ЕС", – говорится в аналитической записке.

По мнению специалистов НИСИ, Соглашение о едином авиапространстве будет означать обеспечение европейских стандартов безопасности полетов, уровня обслуживания пассажиров, увеличение количества рейсов и маршрутов, а также расширение ценового диапазона услуг авиаперевозок, будет способствовать улучшению качества перевозок и откроет новые возможности для авиаперевозчиков.

"От подписания Украиной соглашения больше всего выиграют рядовые пассажиры, поскольку, по оценкам экспертов, его внедрение может снизить для украинцев тарифы на внутренние перевозки в два-три и в полтора-два раза – на международные", – отмечает НИСИ.

В то же время институт отмечает, что наряду с ожидаемыми положительными последствиями подписания Украиной указанного соглашения существует риск чрезвычайного обострения конкуренции между авиакомпаниями, которое приобретет международный характер и негативно повлияет на развитие отечественных авиаперевозчиков.

"Снятие ограничений для авиакомпаний, которые имеют назначение на маршрут, создаст ситуацию, когда европейские авиакомпании смогут выполнять неограниченное количество рейсов в Украину, однако свободных частот для выделения украинским перевозчикам в Европе нет. То есть, соглашение предоставляет одинаковые права всем авиакомпаниям, однако возможности воспользоваться этими правами у европейских и украинских авиакомпаний будут разными. При таких условиях ни одна из украинских авиакомпаний не способна будет сразу на равных конкурировать с ведущими международными авиакомпаниями", – констатируют в НИСИ.

В то же время, эксперты отмечают, что авиационному рынку Украины присуще и отсутствие внутренней конкуренции, о чем свидетельствуют предпосылки и последствия ухода с рынка компании "АэроСвит".

"Авиакомпания МАУ, годовые объемы перевозок которой в 2013 году выросли на 64% и составили 4,6 млн пассажиров, фактически является монополистом и выполняет роль флагмана на украинском рынке авиаперевозок: ее доля в общем объеме авиаперевозок пассажиров в Украине превышает 56%, она осуществляет наиболее прибыльные рейсы на самых популярных направлениях перевозок", – говорится в аналитической записке института.

Как отмечает НИСИ, от всех авиаперевозчиков Украины МАУ отличается тем, что является действительным членом Международной ассоциации авиаперевозчиков (IATA) и Ассоциации европейских авиалиний (AEA): это свидетельствует о соответствии международным требованиям качества услуг авиаперевозок, принципам функционирования авиакомпаний, а также придает ей определенные конкурентные преимущества.

"Но даже эта авиакомпания не сможет на равных конкурировать с международными в условиях "открытого неба", – сетуют в НИСИ.

Эксперты институт также отмечают, что требования евроинтеграции диктуют необходимость обеспечения единства технической базы и технологий, применяемых на рынке авиаперевозок.

"Крупнейшие украинские авиакомпании имеют в своем парке в среднем по 20 машин, тогда как крупные европейские компании – по 300-400 машин. Средний уровень изношенности собственных самолетов в украинских авиакомпаниях превышает 70%, а средний срок эксплуатации составляет 22,3 года", – констатируют в НИСИ.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь