Наталья Дмитенко, маркетинг-директор City Capital Group
Как говорится, пессимист видит трудности при каждой возможности, а оптимист в каждой трудности видит возможности. Сложно, конечно, назвать просто «трудностями» ту ситуацию, в которой сегодня находится наша страна. Но именно сейчас бизнес должен находить новые подходы и перезагружать отношение сотрудников к работе, стараться повышать их лояльность к компании. Трудности должны помочь руководителю сплотить коллектив, а не разъединить его.
Что делаем мы? Первое, что делает руководитель каждого подразделения, – рассказывает сотрудникам больше, чем раньше, о планах компании, любых изменениях, повышает уровень коммуникации и осведомленности людей о жизни бизнеса. Это помогает им не испытывать панику, не бояться остаться без работы, анализировать. Наконец у них меньше соблазна самостоятельно или с коллегой дофантазировать не соответствующие реальности выводы, что может навредить бизнесу. Сегодня и так достаточно факторов, по причине которых не могут эффективно работать самые различные бизнес-направления. Поэтому нужно минимизировать риски «диверсий» внутри компании. Дайте больше свободы оптимистам, чтобы они помогли зарядить коллег позитивной энергией.
Кроме правильного построения внутренних коммуникаций и корректировок бизнес-процессов, не лишайте своих сотрудников проявления патриотических чувств. Мне очень нравится инициатива многих компаний поддержать идею единения Украины национальными флагами. Это небольшой жест, но он может дать всем нам чувство сплоченности, веры, которое, я сказала бы, на протяжении многих лет нас не тревожило.
Я заметила, что мы стали внимательнее и более уважительно относиться друг к другу. Уверена, что коммуникация и положительный психоэмоциональный климат важны сегодня, как никогда.
Роман Романчук, генеральный директор «СушиЯ»
Нам пришлось отказаться от годовой стратегии и ряда проектов на 2014 г. Теперь планирование проектов происходит ежеквартально по двум направлениям. Одна их часть нацелена на меры по оптимизации; большая же часть (около двух третей) связана с развитием новых возможностей как нашей бизнес-модели, так и новых направлений. В целом у меня стало еще меньше времени и больше работы.
Если говорить о личном, то я родом из Крыма, поэтому все последние события в стране ощутил крайне болезненно, пересмотрел отношения с многими родственниками. Старался помогать тем, кто в этом нуждался, перевозил на материковую часть страны и до сих пор оказываю всяческую поддержку.
Светлана Павелецкая, PR-директор 1+1 медиа
Очень изменился темп, отчетливее стала степень ответственности. В период информационной войны давление на СМИ увеличилось в разы, но нашей главной задачей остается объективность.
В работе моего департамента появилось много дополнительных проектов, наша компания заняла очень активную позицию, мы стараемся сделать все возможное для объединения страны.
Поэтому был запущен проект «Україна Єдина», быстро превратившийся в отраслевой. Кроме того, увеличилось количество новостей, связанных с работой наших журналистов. В целом для коллектива последние события стали серьезным объединяющим фактором, потому что нашим людям очень важно понимать: то, что ты делаешь, может изменить ситуацию к лучшему или предотвратить беду. На одной из стен в нашем офисе написано: «Нашу роботу бачать усі».
В последние месяцы это стало не просто ценностью или слоганом, а жизненной установкой.
Алена Иванова, директор HPPR
В последние месяцы мы старались подстраиваться под ситуацию в стране, быть гибче. Зимой был период, когда мы не ходили на работу. Работали из дома, а в феврале приостановили на одну неделю все работы, потому что совершенно невозможно было что-то делать. Также у нас был период, когда сотрудники в рабочие дни ходили на Майдан по очереди, заменяя друг друга. Я понимаю, что какую-то часть рабочего дня нужно было уделять обсуждению новостей, чтобы порефлексировать, высказываться, обсуждать все происходящее. В противном случае это могло бы растянуться на весь день.
Что касается перемен на рынке, то они сказались заморозкой тех проектов, которые невозможно качественно реализовать в имеющемся сейчас инфополе. Были отменены некоторые мероприятия. В этой связи мы временно сократили не самые обязательные расходы. Как показывает практика, потребность в кое-каких из них не возвращается, и это прекрасно – значит можно сказать, что сейчас мы находимся в процессе анализа эффективности бизнес-процессов. Говоря проще, убираем лишнее.