Первый прибалтийский

Воплотить в жизнь амбициозные планы интернет-компании Delfi на украинском рынке пока не удалось. Но топ-менеджмент уверен, что основа будущего успеха уже заложена.


Римгаудас Леонавичус, директор Delfi в Украине, говорит, что доволен работой компании. И это несмотря на то что портал так и не приблизился к ТOP-10 украинских информационных интернет-порталов и даже не начал еще приносить прибыль. Сегодня основная задача прибалтов – создать в Украине качественный сайт, а количественные показатели – дело времени. Тем не менее за последний год портал прилично увеличил количество посетителей – со 120 тыс. до 450 тыс. в месяц. Уже к середине 2009 г. украинский Delfi планирует стать прибыльным.

Причины неудач
Одна из самых известных в странах Балтии интернет-компаний Delfi вышла на рынок Украины весной минувшего года. В Эстонии, Латвии и Литве портал Delfi уже много лет подряд занимает лидерские позиции. Более того, компания успешно развивает в этих странах специальные порталы для мобильных телефонов (в Эстонии даже функционирует отдельный сайт для iPhone) и внедряет новые технологии интернет-журналистики (целый штат журналистов в каждой из стран работают над созданием информационных видеоматериалов для портала). Украина для успешной прибалтийской компании была первой страной, в которой она решила испытать свой опыт за пределами Балтии. Не сомневаясь в своем потенциале, придя на украинский рынок, компания заявила о намерениях уже через год занять место в десятке лидеров местных информационных порталов. Однако реалии оказались иными. Ошеломляющий успех в Литве, Латвии и Эстонии пока не удается повторить в Украине. Во-первых, одной из причин, которая на начальном этапе стала значительным препятствием на пути развития сайта, была задержка юридической регистрации компании. «Официальный выход на украинский рынок занял на полгода больше, чем мы рассчитывали», – рассказывает г-н Леонавичус. Продолжительность и сложность процессов, связанных с оформлением компании, их удивила. Во-вторых, многие отработанные в трех странах бизнес-подходы в нашей стране оказались недееспособными.

«Наш опыт в Украине еще раз подтвердил: одна и та же, даже самая успешная бизнес-модель не работает на разных рынках, и ее нельзя слепо копировать, – говорит Р. Леонавичус. – В принципе, мы и раньше это знали. Ведь даже в странах Балтии, несмотря на их территориальную и историческую близость, одни и те же модели не всегда работали одинаково успешно».

У балтийских пользователей большой популярностью пользуются дополнительные платные услуги портала, особенно для мобильных телефонов, доход от которых является важной составляющей прибыли компании. Но в Украине подобные сервисы сейчас не могут быть актуальными. «Пока украинцы смотрят на Интернет исключительно как на бесплатные услуги, – объясняет директор Delfi. – Они не готовы платить деньги даже за дополнительные преимущества».

Одной из важных составляющих стратегии завоевания лояльности посетителей портала в Эстонии, Латвии и Литве для компании Delfi является постоянное проведение разноплановых конкурсов, победители которых всегда получают хорошие подарки. Во всех странах Балтии огромной популярностью пользуются конкурсы по написанию эссе на различные темы. Украинцы тоже достаточно позитивно восприняли идею с конкурсами. Однако пока интерес у нас вызывают исключительно фотоконкурсы. А все инициативы, связанные с эссе, заканчиваются провалом. «Специфика украинского интернет-пользователя заключается в том, что его совершенно не интересуют конкурсы, для участия в которых надо приложить какие-либо усилия, – рассказывает Римгаудас Леонавичус. – Для него работает лишь принцип «кликнув мышкой, получи подарок».

Не воспринялись пользователем в Украине и балтийские стандарты интернет-дизайна. Поэтому сегодня украинский Delfi визуально значительно отличается от эстонского, латвийского и литовского. Как объясняют его разработчики, дизайн пришлось адаптировать под местного пользователя. «В Балтии Delfi был первым интернет-порталом, потому именно он стал в этих странах законодателем в дизайне и стандартах подачи информации. В Украине на момент нашего прихода все интернет-стандарты были уже полностью сформированы локальными сайтами. Поэтому нам пришлось под них подстраиваться», – объясняет руководитель.

Цель прежняя

Говорить о том, что сайт, пусть и с опозданием, но уже скоро станет успешным, Римгаудасу Леонавичусу, руководящему украинским проектом с февраля 2008 г., позволяют результаты проделанной за последние полгода работы. Новый руководитель наконец создал местную команду и наладил основные бизнес-процессы. Теперь у оппонентов, часто заявлявших о том, что сайт делают люди, далекие от украинских реалий, нет поводов для уличения. Более того, высокую дееспособность украинской команды показывает практика. Даже самые популярные информационные порталы зачастую публикуют актуальные новости с отставанием от Delfi в несколько часов. «В Украине есть сильные информационные порталы, лидеры рынка, такие как «Корреспондент» и «Украинская правда», – рассказывает г-н Леонавичус. – Нам пока трудно конкурировать с ними в меру нашей молодости. Но я уверен, что это лишь вопрос времени и опыта». Поэтому в компании по-прежнему стремятся попасть в десятку лидеров информационных порталов. Правда, в данный период первоочередной является другая цель. «Сейчас для нас главное – сделать так, чтобы портал отличался от других в лучшую сторону и начал приносить стабильную прибыль», – говорит директор. В принципе, преимущества на фоне множества других украинских сайтов на портале можно наблюдать уже сегодня. Благодаря своему балтийскому происхождению компания Delfi не похожа на конкурентов по ряду показателей, в том числе по общей нейтральности тона преподносимой информации. Именно на эту особенность и делается ставка: «Мы гордимся нашей собственной концепцией подготовки новостей, которая успешно работает в Балтии. Лично я уверен, что она обязательно принесет свои результаты и в Украине».

Не только Интернет
Если в Украине компания пока еще только укрепляется в привычной для себя нише, то на родине она открывает новые направления деятельности. Благодаря тому что Интернет все активнее отнимает зрителей у телевидения и слушателей у радио, концерн решил сделать ставку на развитие цифрового телевидения. В странах Балтии уже год работает Delfi TV. За это время только в Литве вышло около 3 тыс. репортажей. В принципе, реализовать подобные планы топ-менеджмент концерна в перспективе планирует и в Украине. Как только порталу удастся хорошо закрепиться в интернет-среде, компания попробует стать одним из игроков на рынке цифрового телевидения.


Война сработала как всегда
Количество пользователей портала во время резонансных событий в стране или в мире значительно возрастает. Конечно, не все они сразу становятся постоянными посетителями, но если сайт удовлетворил их содержанием информации и формой ее подачи, место на «скамье запасных» порталу обеспечено. А повторные положительные впечатления от портала очень быстро способны перевести его в «основной состав» этого пользователя.







Украинский Интернет еще не дорос до стран Балтии

Римгаудас Леонавичус, директор Delfi в Украине:
– Когда мне предложили работу в компании, у меня даже сомнения не возникло в том, что я хотел бы в ней работать. В Балтии это компания-лидер, соответственно работать в ней очень престижно. 70% всех пользователей Интернета там являются посетителями информационного портала Delfi. Однако работать мне предложили в Украине, более того, я должен был возглавить представительство, которое еще только открылось. Фактически мне предстояло полностью настроить работу в новой стране. Украинский Интернет во многом отличается от балтийского. Количество пользователей растет с каждым днем, а рекламодатели пока не осознали, какую выгоду они могут получить от размещения рекламы в Сети и, что еще важнее, какие именно порталы посещает целевая аудитория рекламодателя. Если в Литве бюджеты интернет-рекламы в компаниях обычно такие же, как и бюджеты для рекламы в прессе, то в Украине они редко превышают 5% от всего медиабюджета. В Балтии интернет-реклама – стандарт для любой рекламной кампании, а в Украине клиенту еще необходимо объяснять, зачем ему вообще нужна реклама в Сети.

Залишити відповідь