Posted inБез категорії

Будьте антихрупкими

  • Для меня, как, наверное, и для всех топ-менеждеров, независимо от отрасли год выдался очень напряженным, наполненным форс-мажорными ситуациями и нестандартными задачами. Тем не менее управление в условиях постоянных перемен может научить такому, что невозможно почерпнуть в классических MBA-программах и обучающих бизнес-кейсах.
  • По результатам 2012-2013 гг. Киев только начал вырисовываться на карте Европы как новое модное туристическое направление. И тут в 2014-м грянули всем известные события, спугнувшие любой праздный и туристический интерес. Иностранные посольства и представительства писали на своих сайтах, что рекомендуют воздержаться от поездок в Украину из-за соображений безопасности. Внутреннему рынку тоже стало вовсе не до веселья. Несмотря на это, компания адаптировалась к обстоятельствам и продолжила показывать результаты.

И для страны, и для бизнеса, в том числе нашего, 2014 г. запомнится годом перемен, неожиданностей, потрясений, информационных всплесков, постоянной эмоциональной напряженности, жестких изменений в экономической ситуации, девальвации, смены рынков, лидеров. Турбулентность – физическое свойство атмосферы, порождаемое интенсивным изменением сразу многих факторов – давления, температуры, скорости ветра. И в нашей жизни изменения происходили резко и по всем фронтам – политические, общественные, макроэкономические, геополитические. И, собственно, все это происходило с такой содрогающейся частотой, что 2014 г. можно смело называть одним из наиболее турбулентных в новейшей истории Украины. В таких условиях украинский бизнес продолжал существовать, работать, выживать и даже добиваться определенных успехов.

В подобных условиях работали и мы – когда постоянно изменялись события: отменялись и срывались контракты либо возникали неожиданные заказы, на которые не всегда есть в наличии ресурс из-за предварительно сделанных сокращений. Такая ситуация порождает объективные сложности планирования ресурсов и прогнозирования денежных поступлений. В такой быстроменяющейся среде факт может отличаться от прогноза на десятки процентов, а иногда в разы, причем в течение года были ситуации в плюс и минус. И к этой ситуации мы, как и многие на нашем рынке, научились быстро адаптироваться, психологически привыкли, научились оперативно реагировать и не паниковать в моменты срыва планов. Таким образом, украинский бизнес вынуждено получил урок антихрупкости по Талебу, когда «в мире, где царит неопределенность, вырабатывается навык при столкновении с хаосом жизни не просто оставаться невредимым, но и становиться лучше прежнего, эволюционировать, развиваться».
Мы особенно легко можем отследить, как эти уроки антихрупкости отразились на нас и как ментально мы отличаемся от тех же наших европейских коллег по FRHI – компании, которая представлена в 32 странах мира, при этом с большинством активов в Северной Америке или Европе, где изменение любого макрофактора бизнес-среды (будь то инфляция, изменение ставки резервирования и проч.) на 1% порождает недоумение, как функционировать дальше. У нас такие «колебания» вызывают просто улыбку, как бриз на море во время отпуска.

Наш головной офис видит паттерны исполнения месячных бюджетов наших представительств во всех странах, и мы вместе с Турцией, Россией, Индией, Таиландом, Кенией попадаем в категорию стран, где сложно быть точным в своих прогнозах. Если для Европы допустимый порог отклонения по доходам и показателям прибыльности на месяц 3%, то для Украины вероятность в 10-20% говорит о том, что ты угадал, попал четко в яблочко. Постоянно изменчивая среда так надрессировала нас, что где европейцу надо шесть месяцев, чтобы отреагировать на изменение в бизнес-среде и адаптацию к новым обстоятельствам, то украинцу хватит одной-двух недель.

Все мы научились действовать в непрогнозируемой среде, продолжать двигаться вперед, даже несмотря на то, что планы иногда кардинально меняются на 180 градусов. Так или иначе мы выработали некий информационный иммунитет и ужесточили внутренние фильтры, научились работать в неблагоприятных обстоятельствах. Теперь при информации об очередном конце света мы не только не испугаемся, но, скорее всего, быстро начнем планировать, как на этом можно заработать.

Закончил национальный университет имени Тараса Шевченко. Опыт работы в журналистике - больше 15 лет

Залишити відповідь