Сначала года гривня девальвировала почти на 90%, подкосив туристический бизнес, ориентированный на международные направления. По оценкам экспертов, девальвация сократила выездной поток украинских туристов на 45%. Поэтому продажи туристических компаний упали в среднем на 40-50%. Как ни пытались операторы удержать цены – за год туры подорожали на 30%.
Увеличилась стоимость туров в гривне
Основной удар экономического кризиса пришелся на компании, работающие в сегменте двух- и трехзвездочных отелей. Кто раньше предпочитал отдых по низким ценам, сейчас вообще не может себе этого позволить. При этом рынок четырех с плюсом и пятизвездочных гостиниц практически не сократился. Это говорит о том, что средний и экономсегменты туристического рынка идут ко дну, а бизнес- и VIP-рынок еще держат марку.
«Поскольку стоимость тура формируется в валюте (доллар, евро), его стоимость в гривне существенно изменилась относительно прошлого года», – рассказывает вице-президент Ассоциации лидеров туристического бизнеса Украины (АЛТУ) Аркадий Маслов. Поэтому даже если туристам повезет найти горящий тур в Египет, например, за $300, то в гривнях это будет полноценный тур по цене прошлого года. Директор круизного дома Морской вояж Юлия Олейник говорит, что если раньше у них круиз стоил, к примеру, €800 (8800 грн.), то сегодня он уже продается почти за 15 тыс. Такой рост стоимости не мог не отразиться на спросе, уверяют туроператоры.
Кроме увеличения стоимости на туристические путевки, еще одним из главных признаков кризиса на туристическом рынке можно назвать уменьшение глубины продаж и сокращение раннего бронирования. «Год назад туры бронировались за месяц или несколько недель до путешествия. Сегодня этот срок сократился до нескольких дней или даже часов», – говорит генеральный директор туристической компании IdrisKa tour Елена Субботина.
Кто и как подстроился
Сложившаяся ситуация вынудила туристические компании и операторов быстро реагировать и подстраиваться под реалии разными способами. Как результат, они уменьшают объемы продаж, объединяют полетные программы с конкурентами, а также предлагают скидки и акции. «Своевременным сокращением объемов продаж и отменой ряда рейсов туроператоры уберегли себя от конкурентных войн и демпинга. И «на радость» туристам горящие туры стали появляться реже», – продолжает коммерческий директор Натали Турс Иванна Чучман.
Скорректировала свою туристическую программу и компания Tez Tour Украина, сократив количество вылетов из страны на 30% по сравнению с прошлым годом.
Некоторые из туроператоров выбрали другую модель – стали предлагать клиентам то, чего нет у конкурентов. Формирование эксклюзивного продукта позволяет удерживать продажи. Например, TUI Ukraine предложила своим клиентам туры в Финляндию и прямые рейсы на Рованиеми из Украины, которые есть только у них. Руководитель отдела развития партнерской сети компании TUI Ukraine Андрей Кибиш подтверждает, что они сконцентрировались на продуктах, отличающихся от предложений конкурентов. Такими альтернативными сегментами сейчас стали: отдых для всей семьи, отельные детские клубы.
Многие операторы были вынуждены убрать из программы туры, не пользующиеся спросом, оставив только самые популярные. «Мы значительно сократили программы. В основном пользуются спросом Турция и Египет из-за доступных цен на путевки. Также украинцы посещают Грецию и Испанию. Из-за кризиса в этих странах цены на туры существенно снизились», – говорит менеджер одной из украинских фирм. Для минимизации своих затрат многие были вынуждены прибегнуть к закрытию филиалов и сокращению персонала, а также отказаться от внешней рекламы (телевидение, радио, рекламные щиты и проч.).
Деловой туризм сменил вектор
Не обошел кризис и деловой туризм. Если года два назад компания могла себе позволить для организации мероприятия взять чартер и отправить сотрудников/клиентов за границу, то на текущий момент руководство выискивает более бюджетные варианты, меняя локацию, например, на украинские Карпаты или Киев. «Впервые мы наблюдаем отрицательный рост заказов на 35% по отношению к 2013 г., а средняя сумма на человека уменьшилась наполовину. Также значительные изменения произошли в выборе стран и регионов MICE-мероприятий. Сейчас 80% заявок касаются только Украины, в основном это Киев. Зарубежные поездки значительно сократились. До этого времени практически 60% наших проектов проходили за рубежом. Это максимум 20% от общего числа», – отмечает маркетинг-директор туристической компании BTL Светлана Ланко.
Эта ситуация заставляет туристические агентства предоставлять клиентам дополнительные скидки и сервис. Начальник отдела маркетинга компании Нью Лоджик Лариса Скрипка говорит, что на данный момент забронировать номер в отеле за рубежом через крупное туристическое агентство значительно дешевле и удобнее, чем через онлайн-системы, благодаря скидкам, предоставляемым операторами, их гибкой ценовой политике и дополнительным бонусам.
Изменение спроса
В этом году украинцы отдали предпочтение таким долларовым странам, как Турция (с января по август Анталию посетили 233 тыс. украинцев, что на 17,5% меньше, чем в прошлом году), Египет и ОАЭ. Менее привлекательными были Греция (падение по направлению до 60%), Испания (до 50%) и Кипр. «О дальномагистральных направлениях тяжело говорить, поскольку из прямых авиаперелетов у нас остался только Таиланд на МАУ, все остальные направления со стыковками, что уменьшает их привлекательность», – сетует Ивана Чучман.
Сегодня основной спрос среди украинских туристов приходится на туры экономкатегории. Наши соотечественники стремятся уменьшить свои расходы на отдых, бронируя проживание в отелях с питанием «все включено».
«Еще одной тенденцией в кризисный период можно назвать перераспределение объема туристов с визовых стран на безвизовые. Например, Черногория и Болгария в этом сезоне пользовались большим спросом, чем Греция и Испания. При этом Египет и Турция по-прежнему удерживали пальму первенства в рейтинге самых популярных стран летнего отдыха. Безвизовые страны – это оптимальный вариант для бюджетного отпуска и хорошая альтернатива отдыху на черноморском побережье в Крыму», – говорят в пресс-службе туристического оператора Join UP!.
Тем не менее полностью отказаться от долгожданного отпуска туристы не готовы. Самыми популярными направлениями этого лета стали страны массового туризма – Египет, Турция, Черногория и Тунис. А зимой спросом будут пользоваться Египет, ОАЭ, Шри-Ланка, горнолыжные курорты Болгарии, Турции, Андорры и экскурсионные туры городами Европы. При этом желающих отдохнуть зимой в Европе становится все меньше. В Натали Турс считают, что Европа этой зимой не особо будет пользоваться популярностью. И это несмотря на то что те же перелеты в Австрию, особо популярные в прошлом году, стали дешевле почти на 40% – на новогодние праздники авиабилеты в Зальцбург будет стоить от $380 против $600 в 2013 г.
Если раньше ОАЭ с каждым годом привлекали все больше и больше туристов из Украины (все хотели увидеть страну будущего и с огромным желанием покупали туда туры), то уже зимой авиаперевозка в этом направлении значительно сократится. «Летом спрос на ОАЭ еще сохранился на прошлогоднем уровне. Зимой авиаперевозка туда сократилась почти на 70%. При таком объеме рейсы заполняются хорошо, но горящих туров нет», – рассказывает Иванна Чучман. Стоит отметить, что стоимость туров в Эмираты стартуют от $550 на человека, плюс виза дополнительно обойдется в $75.
Также украинцы все чаще предпочитают самостоятельный туризм. Объем чартерных авиарейсов в текущем году упал на 40% по сравнению с прошлым, а количество регулярних международных рейсов сократилось только на 20%. «Около 40% пассажиров регулярных рейсов – тоже туристы, – говорит И. Чучман. – Это люди, предпочитающие путешествовать самостоятельно, без помощи турагентств».
Но не все так плохо
Несмотря на все проблемы, туристического продукта на рынке осталось много, и даже возник переизбыток предложения. Высокая конкуренция приведет к сужению рынка – на нем останутся только сильнейшие игроки. «Предполагаю, что с рынка уйдет порядка 50% турагентств и операторов», – говорит Аркадий Маслов. Останутся те, кто сможет адаптироваться под новые экономические условия.
При этом туристическая отрасль, невзирая на существенные трудности, в 2015 г. продолжит работать, предоставляя туристам всевозможные варианты отдыха с учетом их пожеланий и потребностей. «Сегодня достаточно много людей, которые либо не имеют достаточно навыков для самостоятельных путешествий по миру, либо желают доверить вопрос бронирования билетов, проживания и оформления страховки туристическому агентству. Поэтому определенный спрос на туры сохранится при любых условиях, ведь отдых ? это то, от чего многие отказаться не могут, и готовы копить средства на путешествие», – рассказывает Елена Субботина.
Выживут сильнейшие Елена Субботина, генеральный директор туроператора IdrisKa tour Ситуацию, сложившуюся на туристическом рынке, можно назвать сложнейшей за годы развития туристического бизнеса в независимой Украине. Тем не менее сфера туризма продолжит свое развитие и дальше, но уже с учетом новых условий рынка. По последним данным, еще в 2012 г. в Украине работали более 9 тыс. турфирм, что, конечно же, значительно уплотняло рынок. Данный экономический кризис отразится в первую очередь на работе небольших компаний. Прогнозирую, что в скором времени количество игроков туррынка существенно сократится – закроются агентства с небольшим оборотом, среди туроператоров продолжить свою работу смогут самые сильные игроки. Девальвация национальной валюты заставила многих украинцев отказаться от заграничного отпуска или сократить свои расходы на путешествие. Учитывая этот факт, можно сказать, что на сегодня предложения турфирм значительно превышают реальный спрос на туры. Многие участники рынка просто будут вынуждены остановить свою деятельность. В будущем, когда рынок сократится до оптимального объема, туризм ждет новый этап развития. Ведь отдых – одно из немногих, от чего люди не смогут отказаться даже в условиях ограниченного бюджета. |