Пять советов, которые спорт может дать бизнесу

Конкуренция — двигатель развития, или Почему в Красном океане все же может быть интересно.

Я всегда был довольно спортивным ребенком и подростком, но раньше больше занимался контактными видами спорта — боксом, дзюдо. Было интересно, местами полезно, но душа не радовалась. Пару лет назад переключился на любительский бадминтон — там уже не били по лицу, но тоже нужно было сражаться с противником.

В бадминтоне, кстати, я очень быстро «уперся в потолок»: точность не улучшалась, скорость не росла, техника пребывала в стагнации. А потом по-новому открыл для себя бег и соревнования.

За этот год я принял участие в 13 соревнованиях по триатлону, бегу и плаванию. Состязания покрупнее и поменьше, несколько знаковых, например, горный  ультрамарафон на 58 км в Венгрии, на 90 — под Житомиром, заплыв через Босфор.

За десять месяцев этого года я пробежал больше 2 тыс. км. Ставлю личные рекорды — бегаю больше и быстрее, плыву легче. Это видно как по моему внешнему виду (за последние несколько лет сбросил почти 13 кг), так и по времени — последний свой марафон пробежал на час быстрее, чем первый, шесть лет назад.

Только недавно я осознал, что меня так прельщает в циклических видах спорта: конкуренция. Во всех остальных она тоже есть, но немного другая. В боксе, дзюдо и в меньшей степени в бадминтоне или теннисе вы смотрите на противника (а он на вас), боретесь с конкретным человеком или командой. В циклических же видах спорта вам приходится смотреть в одну сторону, и успех во многом зависит от уровня соперников.
В некоторых видах спорта, к примеру, в плавании и велоспорте, даже есть понятие «драфтинг» — это когда вы используете разреженный поток воздуха за спиной спортсмена, находящегося перед вами, чтобы экономить силы.

Все свои рекорды я ставил на соревнованиях, часто показывая результаты лучше, чем те, на которые рассчитывал. В мире большого спорта уже очень давно все рекорды ставят только на соревнованиях, а не в личном зачете, пусть и под присмотром судей.
Точно так же и в бизнесе. Avis — компания, занимающаяся прокатом автомобилей, стала известна благодаря слогану на рекламных щитах: «It pays to be the second. We try harder». Стив (Джобс. — Прим. ред.), мир его праху, делал свои гениальные проекты, стремясь уничтожить IBM. Телеком-операторы соревнуются по скорости увеличения покрытия.

Недавно я задумался: какие выводы из спортивного и тренировочного процесса могу для себя вынести? Таковых оказалось несколько. Я попытался понять, какие факторы помогают мне добиваться спортивных успехов и как можно использовать этот опыт, чтобы так же активно двигаться в бизнесе и личном профессиональном развитии.

Первый этап: каскадные цели

В соревнованиях, особенно на длинные ультрадистанции, чрезвычайно важно продумывать разные сценарии развития ситуации. Одной цели, например, пробежать ironman за 12 часов — мало. Если что-то идет не так и ты понимаешь, что не укладываешься в срок, моментально теряется мотивация. Когда до финиша остается еще несколько часов, это может стать критичной точкой. Поэтому для последней гонки у меня была цель номер один — пройти дистанцию за девять часов. Цель номер два — отработать питание и проверить реакцию организма на такие длительные нагрузки, ведь до этого у меня не было стартов более чем на восемь часов. Цель номер три — следить за техникой бега и стараться не потерять нужную форму даже на фоне усталости. Цель номер четыре — просто дойти до финиша.

Перенося это на бизнес, сейчас в процессе планирования на 2014 год мы строим ряд целей. Первая — создать и развить шесть центров профессиональной и отраслевой экспертизы в агентстве (например, антикризисные, цифровые, ивент-коммуникации, КСО-экспертиза, туристический и венчурный бизнесы). Вторая цель — проявить себя на большинстве отраслевых мероприятий (партнерство и выступление на туристических, образовательных и КСО-конференциях). Третья — внедрить определенные процедуры и системы в агентстве (облачная CRM, шаблоны и проч.). Каждый набор целей подбирается для определенной группы вместе с людьми, внедряющими проекты.

Второй этап: большие цели

На фоне текучки и постоянной рутины можно потерять из виду горизонт. В спорте для меня такой горизонт — два-три самых важных старта в году, на которых строится весь тренировочный план. Так и в бизнесе: мы устанавливаем определенные большие цели с перспективой на три-девять месяцев. Это победы на отраслевых конкурсах, новые клиенты в ключевых отраслях, определенные технологии и внутренние процессы в агентстве (к примеру, внедрение максимально эффективных систем мониторинга или мозговых штурмов). Как и в спорте, путь к этим целям выстраивается из недельных блоков. Каждую неделю мы вместе с менеджером, ответственным за процесс, смотрим: что сдвинулось, где нужна помощь, какой прогресс и не нужно ли нам поменять план.

Третий этап: мотивация

В спорте мне очень помогает общение и погружение в среду таких же, как я. Я посещаю сайты, форумы и сообщества, в которых нахожу вдохновение, истории и жизненный опыт других спортсменов-любителей, знакомлюсь с их биографиями; листаю учебники; участвую в жизни Facebook-групп; нахожу беговые, триатлонные и велосипедные клубы и бегаю с ними. Для продолжительных беговых и велосипедных тренировок стараюсь найти компанию, потому что мне сложно провести три часа наедине с собой — я сам себе надоедаю. Так, кстати, и родилась идея сервиса беговых экскурсий Kyiv Running Tours.

Здесь тоже есть конкуренция — я знаю, кто и как из нашей тусовки бегает и на кого мне ориентироваться на местных стартах. Этот меня обошел на финише в прошлый раз — значит сейчас мне нужно больше оторваться в начале, а тот слабоват на подъемах, так что мне надо атаковать именно там.

Эти процессы я переношу и в бизнес. Есть набор агентств, с которыми я хочу внутренне и внешне конкурировать, и мне понятно, когда мы с ними принимаем участие в тендерах. Каждую неделю выделяю один час на то, чтобы пройтись по всем украинским, российским и нескольким западным сайтам и понять, что происходит на рынке, какие появились идеи и тенденции, что куда сдвинулось.

Prweek, adweek, сайты конкурсов и кейсы победителей. MMR, сайты и страницы конкурентов. Участие в конференциях — и как спикер, и как слушатель, причем не обязательно в сфере PR.

Четвертый этап: тусовка

Я ищу и часто сам создаю контекст, организую мероприятия, где можно пообщаться с увлеченными людьми. Недавно мы делали просмотр чемпионата мира по триатлону, приглашали супербегунов, чемпионов и рекордсменов мира.

В бизнесе и личном профессиональном развитии все так же. Когда-то для меня таким местом было PR-кафе, а сейчас я придумал и собираюсь организовать клуб анонимных директоров, где можно было бы поговорить с такими же, как я, начинающими владельцами малого и среднего бизнеса о проблемах, задачах и решениях.

Пятый этап: тренер

В спорте нет места индивидуалистам, большой результат — это всегда труд всей команды, и тренер — важная ее составляющая. У меня были попытки заниматься по планам, взятым из интернета, но это не сравнится с работой под руководством тренера. Сейчас у меня очень мягкий тренер, однако понимание того, что в конце недели мне необходимо будет отправить ему отчет, мотивирует все-таки найти время для тренировки.

В бизнесе сложнее. Когда ты владелец и директор — хорошо,  если у тебя есть подталкивающие и мотивирующие партнеры и акционеры. Если же их нет — может помочь коуч. Мне повезло и с первым, и со вторым, хотя я долго не мог решиться начать работать с коучем. Но когда открылся, оказалось, что это намного продуктивнее, чем пытаться самому разобраться с внутренними барьерами.

И напоследок снова к конкуренции. Когда я вижу вражду двух конкурирующих брендов и даже личную неприязнь их представителей, меня это расстраивает. Недавно один спортивный бренд зарубил проект сотрудничества с отличным специалистом лишь потому, что тот был замечен в пробеге под эгидой другого бренда. В этот момент я понял, что меня раздражает: в циклическом спорте используются чуждые ему принципы контактной борьбы. В результате бренды делят между собой жалкие несколько тысяч бегунов вместо того, чтобы развивать вместе движение бега и делить миллионы любителей. Я очень рад, что работаю на рынке, где есть сильные игроки, не дающие расслабиться. Мне нравится, когда мы честно побеждаем, и я не расстраиваюсь, если кто-то так же честно отбирает у нас проект. Мне нравятся отраслевые инициативы и раздражают дрязги. Хочется надеяться, что вас тоже. Ищите конкурентов, с которыми сможете смотреть в одну сторону и подталкивать друг друга к развитию.

Владимир Дегтярев более 11 лет трудился в сфере коммуникаций, имеет опыт работы в негосударственных организациях, госорганах и бизнесе. С 2009 года возглавляет PR-агентство Newsfront, в его подчинении более 30 человек в двух странах.

В 2012 году Украинская ассоциация по связям с общественностью признала Владимира лучшим PR-специалистом со стороны агентств. В 2009-м он основал PR Cafe для неформальных встреч PR-специалистов.

Свободное от работы время проводит с женой и двумя детьми, путешествует либо готовится к беговым ультрамарафонам, заплывам и соревнованиям по триатлону. В планах на следующий год — пробежать ультрамарафон в Исландии, пройти дистанцию Ironman-триатлон, а также развивать недавно созданный сервис беговых экскурсий по Киеву Kyiv Running Tours.

МАТЕРИАЛ ЖУРНАЛА СТРАТЕГИИ

Залишити відповідь