Меня зовут Стивен Хокинг
Английский физик Стивен Хокинг прославился открытиями в теории черных дыр, однако большинству жителей земного шара он известен как человек, который стоически борется с неизлечимым заболеванием центральной нервной системы. Недуг его обнаружили еще в молодости, в начале 1960-х. Хокингу грозила смерть в течение двух лет, а в лучшем случае – паралич и атрофия мышц. Но до того как в организме начались необратимые последствия, ему посчастливилось влюбиться в Джейн Уайлд, на которой Стивен и женился в 1965 г. Джейн дала обет оставаться с ним во всех несчастьях, число которых множилось с каждым годом. В 1985 г. ученый заболел воспалением легких, и ему удалили трахею. В результате Стивен утратил способность говорить – пришлось освоить синтезатор речи. «Меня зовут Стивен Хокинг», – первые слова, произнесенные с помощью компьютера. «У тебя американский акцент», – констатировала Джейн. Жизнеутверждающая картина о любви и теории всего (другое название – «Вселенная Стивена Хокинга») выйдет в украинский прокат 19 февраля и, пожалуй, станет одним из главных кинособытий месяца (единственный достойный конкурент – великолепный «Охотник на лис» Беннета Миллера). И все это – несмотря на то что реальный Хокинг в 1990 г. стал жить с Джейн раздельно, а потом развелся и со второй женой…
Охота на медведей
14 февраля жюри во главе с режиссером Дарреном Аронофски («Реквием по мечте», «Ной») определит победителей Берлинского международного кинофестиваля. Права на одного «Золотого медведя» (главный приз) и нескольких «Серебряных» в этом году предъявили 23 картины. Среди самых именитых соискателей – 72-летний классик «новой немецкой волны» Вернер Херцог, снявший «Королеву пустыни», где роль знаменитой путешественницы и шпионки Гертруды Белл сыграла Николь Кидман. Еще один классик, американец Терренс Малик, показал новую работу «Рыцарь кубков», для создания которой привлек Натали Портман, Кристиана Бейла, Кейт Бланшетт и Антонио Бандераса.
В золотую компанию фестиваля попал россиянин Алексей Герман. В создании его футуристического фильма с Чулпан Хаматовой «Под электрическими облаками» приняла участие Украина – деньгами и камерой Сергея Михальчука («Поводырь»).
Вне конкурса Берлинале-2015 состоялись премьеры лирической картины Вима Вендерса «Все будет хорошо» с Шарлоттой Генсбур, а также фильма «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя – тот самый, вызвавший возмущения чиновников-гомофобов из Госфильмофонда России. Но, пожалуй, менее всего о мнении критиков беспокоились создатели фильма «50 оттенков серого», премьера которого также состоялась на фестивале. За право экранизации одноименного эротического бестселлера боролись десять студий. В итоге осваивают «золотое дно» Universal Pictures и Focus Features. Как говорится, не артхаусом единым…
Возвращение Гэтсби
Премьера хореографического блокбастера «Великий Гэтсби», состоявшаяся 28-29 октября, стала одним из центральных культурных событий прошлого года. Постановку, стоившую более $1 млн., придумал бывший худрук балетной труппы Национальной оперы Украины Денис Матвиенко. В 2013 г. его уход с этой должности стал медийным скандалом. Ситуация «классическая»: консерваторы из руководства «выдавили» яркую талантливую личность. В СМИ ходил и «диагноз», поставленный Матвиенко: «Страдает нарциссизмом!».
Обладатель четырех гран-при ведущих балетных конкурсов отправился в Мариинский театр Санкт-Петербурга, где является ныне премьер-солистом. А в прошлом году Д. Матвиенко вернулся в Украину с международным проектом по мотивам романа американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Команда, которую удалось собрать бывшему худруку Национальной оперы Украины для «Великого Гэтсби», впечатляет. Музыку для балета написал Константин Меладзе. Постановщиком стал Дуайт Роден – авторитетный американский хореограф, известный своими работами с U2, Ленни Кравицом, «Цирком дю Солей» и др. Музыкальное сопровождение в Киеве обеспечил Национальный симфонический оркестр под управлением Владимира Сиренко. Премьерный блок с успехом прошел в Киеве, Одессе, Москве и Санкт-Петербурге. 16 и 17 февраля в столице ожидается повторение: не в Национальной опере, конечно, а во Дворце «Украина».