Долгожительство машины под названием Metallica объясняется способностью ее хозяев выбрасывать старые детали и ставить на их место новые.
В юности мне больше всего нравилась британская группа Iron Maiden. Интерес к Metallica возник несколько позже. Знаменитые баллады «Nothing else matter» и «Unforgiven» из «Черного альбома» казались слишком уж попсовыми из-за частой ротации на радио, а сложные скоростные композиции вызывали ритмическое несварение. Но однажды благодаря влиянию авторитетного приятеля-гитариста, мне довелось прослушать несколько альбомов Metallica. И, кажется, я начал кое-что понимать. Мне до сих пор не нравится добрая половина их песен, однако я уже не помню, когда последний раз слушал Iron Maiden, и по-прежнему с азартом музыкального гурмана приправляю отдельные эпизоды жизни избранными композициями Metallica.
Приблизительно такой же путь Metallica проделала по направлению к массовому слушателю в 1980-х. В 1986 г. из агрессивного музыкального продукта, не имевшего шансов попасть в эфир большинства радиостанций, которым абсолютно не интересовались респектабельные звукозаписывающие компании, Metallica начала свое превращение в один из самых успешных музыкальных коллективов за всю историю шоу-бизнеса. До ошеломляющего выхода девятого студийного альбома Death Magnetic, состоявшегося в сентябре нынешнего года, группа уже продала около 100 млн. своих дисков по всему миру. Журнал Forbes несколько раз включал музыкантов в первую сотню самых высокооплачиваемых публичных персонажей TOP-100 Celebrities. Наверняка он сделает это и в будущем году.
Для того чтобы объяснить творческие успехи группы, музыкальные критики всякий раз вынуждены обращаться к эпохе 1980-х. Начиная с пластинки «Load» (1996 г.), в этой области от Metallica уже не ждут серьезных прорывов. Это должно было подвести их к чаше, которая не миновала Deep Purple, Black Sabbath, Iron Maiden и иже сними. Удивительно, но Metallica по-прежнему остается группой, новых альбомов которой ждут с нетерпением. Возможно, потрясающее долгожительство этой машины объясняется замечательной способностью ее хозяев выбрасывать старые детали и ставить на их место новые. С этой точки зрения история группы предстает перед нами как пример местами интуитивного, местами просчитанного, но практически всегда удачного менеджмента. Всякие серьезные изменения в Metallica Inc. происходили благодаря появлению в ней новых людей. Это началось еще в 1982 г., когда Ларс Ульрих и Джеймс Хэтфилд взяли басиста, научившего их работать, и выгнали отличного гитариста, который был неуправляем. Это продолжилось в 1984 г., когда был найден звукоинженер, с которым Metallica записала свой лучший альбом «Master of Puppets» и рассталась после неудачной записи в 1988-м. В 1991-м они встретили продюсера, сделавшего все для того, чтобы группа попала в чарты, а когда пришло время, распрощались с ним. Видимо, на этот раз нужен был человек, который сказал бы: «Не бойтесь своего прошлого. Вы не должны его копировать, но можете им вдохновляться». И он тоже появился. Что из этого вышло? 490 тыс. копий за первые три дня продаж!
Честно говоря, новый альбом Metallica не кажется мне таким уж удачным. Он слишком мрачный и шумный. Композиции как будто целиком заполняют голову, совершенно не оставляя в ней свободного пространства. Но вот уже второй месяц это самый востребованный музыкальный каталог на моем компьютере.
Ребрендинг Metallica Ребрендинг звука. Рик Рубин известен как продюсер альбомов «Red Hot Chilli Peppers», «Public Enemy», «Slayer» и других, а также как реаниматор стареющих звезд вроде Джонни Кэша и Нила Даймонда. Когда к Рубину обратилась Metallica, он предложил музыкантам записать новый альбом в духе их лучшей пластинки 1986 г. «Master of Puppets». На том и порешили. В результате самая короткая песня альбома «Death Magnetic» длится 5 минут 40 секунд. Ребрендинг логотипа. Для оформления альбома «Death Magnetic» была привлечена дизайнерская студия Turner Duckworth, которая выполняла заказы для Motorola, Palm, Coca-Cola, занималась ребрендингом Amazon, Coke и других компаний. «Мы хотели найти человека, знающего толк в брендинге, но не вовлеченного в музыкальный бизнес, – говорит барабанщик Ларс Ульрих. – Того, кто может дать свежие идеи». |