В фокусе

Потенциал


Мобильные развлечения
Те абоненты мобильной связи, которые не пользуются WAP, объясняют такое свое поведение в основном отсутствием интереса к услуге, а отнюдь не высокой ее ценой или слабыми техническими возможностями своих телефонов. По данным исследования использования WAP в Украине, проведенного компанией Lead9 совместно с Киевским международным институтом социологии, с мобильного телефона страницы Всемирной сети пролистывают 26% мужчин и 13% женщин (пользователей мобильной связи). Однако цели у этих двух групп несколько разнятся. В частности, им обеим интересны развлечения, но мужчин привлекают еще и новости, тогда как женщин – возможность общения. WAP популярен во всех регионах страны практически одинаково, однако южный и восточный регионы все же лидируют.


Одной из основных задач, которые ставила перед собой Lead9, инициируя это исследование, – определить готовность пользователей WAP участвовать в акциях и розыгрышах. Другими словами, определить емкость и характеристики такого канала, как мобильный Интернет, для продвижения товаров и услуг. Согласно полученным результатам, к участию готово большинство респондентов с неполным средним, а также средним специальным образованием. Проживает большинство таких потенциальных пользователей опять-таки в южном и восточном регионах страны.


Падение производства


Рецессия выходит в люди
Декабрь текущего года – 17 по счету месяц финансового кризиса – предоставил несколько неопровержимых доказательств наступления рецессии в масштабах глобальной экономики. Ноябрьская статистика свидетельствует о повальном падении производства товаров и услуг на всех ключевых рынках мира. Американский индекс производства упал до 36,2 пунктов – наиболее низкого уровня за последние 26 лет (любое значение ниже 50 пунктов указывает на сокращение производства). Всего по данным J.P.Morgan Chase & Co., составителя индекса глобального производства, 20 стран из 21, входящей в расчет показателя, констатировали падение объемов производства. Россия и страны Еврозоны и вовсе пошли на рекорды, зафиксировав наибольшие сокращения в 1992 и 1998 г. соответственно. Способствуют рецессии и другие факторы: результаты регулярного опроса американских менеджеров по закупкам свидетельствуют о наибольшем падении количества новых заказов, начиная с 1980 г.


Экономисты полагают, подобные данные свидетельствуют о том, что в 2009 г. глобальный спрос на товары и услуги существенно упадет. Более того, пессимисты уверяют, что падение может затянуться на пару лет. В связи с этим эксперты предрекают продолжение череды сокращения персонала и банкротств компаний. Одной из наиболее страдающих отраслей и дальше будет оставаться автопром.


цифры
3 возможных сценария развития экономического кризиса в Украине видят эксперты Ernst & Young*. Первый – кризис уже достиг своего дна и вскоре будет улучшение. Второй – кризис будет масштабным и затяжным, а последствия его неизвестны. Третий – через шесть-девять месяцев начнется восстановление экономики страны.


90,9% экспертов, участвующих в исследовании, проведенном Институтом глобальных стратегий, считают, что нынешнее состояние украинцев можно охарактеризовать, как «социальная депрессия, стресс».


EUR500, таков номинал купонов, которые предлагает социал-демократическая партия Германии раздать всем жителям страны. Но купить на эту сумму в магазине все без ограничений каждый немец сможет лишь прибавив к ней свои EUR200. Пока идея только обсуждается.


На 0,4% может сократиться глобальный ВВП в 2009 г. Такой прогноз предоставила ООН, проанализировав сценарии развития мировой экономики.

На $4,3 млрд. наторговали Украина и США за три квартала нынешнего года. Министр экономики Украины также отмечает, что США остаются одними из стратегических партнеров нашей страны.


4 антикризисных стратегии действий наиболее часто встречаются среди украинских предприятий. По данным Института экономических исследований, первая – это «ничего не делать». Вторая – пересмотр бизнес-плана. Третья – сокращение производства и увольнение сотрудников, а последняя – повышение цен на продукцию.


На уровне 8% Китай планирует сохранить экономический рост в будущем году.
200 тыс. предприятий в Европе могут обанкротиться в следующем году. Наибольшему риску, по сообщению Deutche Welle, подвергаются компании Великобритании, Нидерландов, Венгрии, Чехии, Италии и Франции.


Tенденции 


Природа зимних скидок
Проблемы потребителей находят живой отклик в политике ценообразования различных компаний. К примеру, скидки на свою продукцию сейчас предоставляют даже такие модные дома, как Chanel, Versace, Christian Louboutin и Chloe. Ранее их ценообразование отличалось консервативностью.


Снижая цены, компании зачастую приурочивают это либо просто к небывалым акциям, ничего не поясняя, либо прямо говорят об антикризисных программах. Второй вариант чаще встречается в России. В декабре у компаний появляется еще один повод снизить цены, ведь впереди череда зимних праздников. Чтобы узнать, что сегодня лежит в основе ценообразования украинских сетей, «&» адресовал им следующий вопрос.



«&»: Предлагая сейчас потребителям скидки, вы будете их традиционно увязывать с новогодними праздниками или же это будет скорее снижение цен, посвященное кризису?


Александр Мельничук, PR-менеджер украинского филиала компании «Евросеть»:
– Кризис кризисом, но Новый год никто не отменял. Это святое. Как можно отказаться от покупок подарков, ссылаясь на какой-то там «кризис»? Поэтому «Евросеть» впервые за свою историю устраивает праздничную распродажу. Уже начала работу программа со специальными скидками и приятными подарками для покупателей. Как обычно, в предпраздничные дни мы ожидаем всплеска продаж, характерного для новогодних праздников.


Аксель Лухи, директор «МЕТРО Кеш энд Керри Украина»:
– Еще в октябре мы запустили программу по снижению цен на 1 тыс. артикулов на постоянной основе для поддержки наших клиентов во время кризиса, но у нас есть и специальные предновогодние предложения. К примеру, с 3 декабря мы проводим акцию «Нічні ціни» – с 00.00 до 6.00 на все мобильные телефоны, а на аудио-, видео- и бытовую технику действует дополнительная скидка.


Людмила Севрюк, директор компании «Брокард-Украина»:
– Наша политика, а также политика luxury-брендов, представленных в нашей сети, не предполагает сезонных скидок. Уровень цен декларируется производителем того или иного бренда и наша компания не имеет права снижать цены на товар, не согласовав данный вопрос с владельцем торговой марки. Скидки, которые клиент может получить в нашей сети, могут быть обусловлены действием дисконтной программы сети Brocard. Но мы, безусловно, подготовим специальные новогодние подарки для наших клиентов.


Виктория Гнаток, директор по маркетингу «Стиль Д» (сеть ProStor):
– Предлагая скидки, мы ориентируемся в первую очередь на свою маркетинговую стратегию. Естественно, в связи с кризисом она подверглась некоторой коррекции, однако нельзя говорить о том, что нестабильная экономическая ситуация в стране кардинально изменила утвержденные ранее планы. Мы понимаем, что скидки – довольно эффективный инструмент привлечения потребителей. Однако наша компания заинтересована не столько в сиюминутном привлечении покупателей, сколько в сохранении их лояльности в любой экономической ситуации. Именно поэтому мы используем комплексный подход.
 
Анна Кугитко, руководитель департамента маркетинга холдинга Unitrade Group:
– Период предновогодних и рождественских продаж традиционно связан со скидками и всевозможными программами лояльности для покупателей. Наша компания – не исключение. Так, в сетях City.com планируются новогодние скидки практически во всех группах товаров. Это будут как специальные предложения совместно с производителями, так и собственные предложения.


Наша программа скидок является плановым и ежегодным маркетинговым ходом, к кризису она отношения не имеет. В сетях действуют скидки на протяжении всего года на разную продукцию. Мы также обязательно осуществляем сезонные распродажи, самые лояльные клиенты участвуют в бонусном награждении и получают дисконт.


Регулирование


Горькая пилюля для фармацевтов
«Реанимация» – именно в таком состоянии, по словам президента Ассоциации фармацевтических дистрибьюторов «ФармУкраина» Владимира Дудки, оказался отечественный фармацевтический бизнес. Это хрестоматийный пример того, как ручное регулирование, пусть даже имеющее благие цели защитить потребителя, в итоге приводит к дестабилизации рынка.


Напомним, проблемы с поставками медикаментов в аптеки и больницы начались в октябре. В первой половине месяца из-за недоступности кредитов и девальвации гривни цены на лекарственные препараты резко пошли вверх (на некоторые – до 50%). Процесс закономерный, особенно учитывая, что 75% медикаментов (в денежном выражении) завозятся к нам из-за рубежа, а значит, привязаны к курсу доллара. В таких условиях аптеки (вслед за представительствами иностранных фармкомпаний и дистрибьюторами) вынуждены были увеличивать цены. Однако Кабмин постановлением №955 от 17 октября ограничил торговые надбавки не выше 15% на оптовую и не выше 35% на розничную реализацию трех четвертей зарегистрированных у нас медикаментов отечественного или импортного производства. Одновременно была установлена граница в 10% от оптовой цены производителя на лекарственные средства, которые закупаются государственными и коммунальными заведениями здравоохранения за бюджетные средства.


Подорожание прекратилось, но последствия оказались плачевными. И без того ощущая дефицит оборотных средств, а теперь и не имея возможности их пополнить за счет наценок, аптеки приостановили закупки, рассказывает директор сети «Евроаптека» Татьяна Буц. По официальным данным, с 17 октября по 18 ноября в Украине закрылось более 1 тыс. аптек и уволено 2,5 тыс. сотрудников.


В такой ситуации Президент под давлением фармацевтов 4 декабря остановил действие распоряжений правительства и поручил премьер-министру заключить меморандум с представителями фармацевтической отрасли относительно стабилизации в сфере производства и обращения лекарств.


Однако, как заметил вице-президент Всеукраинской ассоциации защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк, это вряд ли решит проблему ценовой доступности лекарств для массового потребителя.


Измерения


Недооцененные ценности
Хотя 65% компаний по всему миру считают инновации главным катализатором органического роста, оценкой их реальной эффективности занимаются далеко не все. Таков вывод глобального исследования McKinsey, в ходе которого было опрошено более 1,80 тыс. менеджеров высшего звена из различных регионов и отраслей.


Как оказалось, 16% респондентов вообще не используют никакой метрики. Остальные же используют ее лишь фрагментарно: в среднем измеряют эффективность лишь трех четвертей инноваций в сфере продуктов, услуг и бизнес-процессов, да и то измеряя скорее результаты инноваций, нежели затраты на их внедрение. (К примеру, 45% опрошенных не отслеживают взаимосвязь между размером R&D-бюджета и акционерной стоимостью компании.) Возможно, именно поэтому около трети компаний, которые используют метрику эффективности, вообще не считают ее полезной.


В то же время наиболее успешные организации (демонстрирующие наивысшие темпы органического роста) склонны применять оценочные показатели ко всему портфелю инноваций и на всех этапах его создания и внедрения. При этом они формируют R&D-бюджет на основе не краткосрочных целей и доступных ресурсов (как основная масса опрошенных), а привлекательности отдельных проектов.


Оценки


Вкладчики ушли, но обещали вернуться
Банкам сейчас необходимо доносить до потребителей свою надежность, если таковая, конечно, имеется. Дело в том, что одновременно с ростом опасений жителей страны по поводу хранения своих сбережений в финансовых учреждениях (такого мнения придерживаются около 70% человек), растет знание украинцами банков. По данным исследования GfK Ukraine, половина населения страны старше 16 лет оценивают нынешнее время как крайне неблагоприятное для оформления банковских депозитов.


В сложившихся условиях в глазах респондентов растет привлекательность сотрудничества с Ощадбанком. Привлекательность же других банков стабильно снижается. По мнению аналитиков GfK Ukraine, сейчас население страны более заботит сохранение своих сбережений, а не их приумножение. Так как наличными держать деньги не выгодно, в скором времени люди вернутся к тем банкам, которые будут считать наиболее привлекательными.

Залишити відповідь