Royal Bank of Scotland (RBS), второй по величине банк Великобритании, переходит под госконтроль. За 20 млрд. фунтов стерлингов правительство купило 57,9% обыкновенных акций, выпущенных в ходе допэмиссии. Такой шаг был вынужденным, поскольку спрос на ценные бумаги банка со стороны частных инвесторов оказался практически нулевым (они приобрели лишь 0,24% акций). «Уже несколько недель бумаги банка торговались ниже цены размещения допэмиссии», – поясняют в Panmure Gordon. Вливание же ликвидности RBS просто необходимо: текущий финансовый год (завершится 5 апреля 2009 г.) грозит стать наиболее убыточным за всю 300-летнюю историю банка. Только с апреля по октябрь текущего года чистые убытки превысили 690 млн. фунтов. Всего в начала кризиса RBS списал более 10 млрд., а его котировки рухнули на 90%.
Как отмечают аналитики брокерской конторы Collins Stewart, до национализации финансовый институт довели неуемные амбиции его бывшего гендиректора Фреда Гудвина, занимавшего этот пост с 2001 г. и отправленного в отставку практически одновременно с известием о рекапитализации. За последние семь лет RBS, активно прибегая к заимствованиям, потратил $90 млрд. на слияния и поглощения, увеличив активы практически вчетверо (до $200 млрд.). Также банк активно кредитовал фонды прямых инвестиций и развивал операции с ценными бумагами (RBS контролирует 7% местного ипотечного рынка). И все же главной ошибкой Гудвина стало поглощение голландского ABN Amro более чем за 60 млрд. фунтов в октябре 2007 г. «RBS стал очень большим в слишком неудачный момент», – говорят в Collins Stewart.
Став крупнейшим акционером RBS, правительство не собирается оставлять финансовый институт в числе госактивов. UK Financial Investments – организации, созданной правительством для управления его долями в банках, уже поручено разработать стратегию продажи акций. Но реализовать ее можно будет лишь после восстановления фондовых рынков, а этот процесс грозит затянуться на годы.