КОНЦЕРТЫ Девятая симфония Бетховена одновременно подводит итог концертному циклу «Симфонии Бетховена», после полувекового перерыва впервые прозвучавшему в полном объеме в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины. Монументальное сочинение, подытожившее путь гениального композитора-симфониста, принадлежит к числу тех немногих произведений мирового искусства, которые подобно горным вершинам возвышаются над всем, что создано художественным гением человечества. Как «Божественная комедия» Данте и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Фауст» Гете и Высокая месса Баха, Девятая симфония стала выражением устремлений человечества, как говорится, на все времена. Завершенная композитором на исходе жизненного пути, она обдумывалась им в течение всей жизни. Еще в юности, увлеченный идеями французской революции, Л.-В. Бетховен искал музыкальное воплощение шиллеровской оды «К радости», на текст которой написан хоровой финал этого произведения. Впервые в симфонию вводится пение. Подобный прием Бетховену был необходим, ибо для композитора он стал воплощением Голоса Человечества, обращающегося с идеями всечеловеческого братства и свободы. Грандиозный композиторский замысел воплощен Л.-В. Бетховеном с великой мудростью большого мастера. Этот бетховенский шедевр будет звучать в исполнении симфонического оркестра филармонии, Национальной заслуженной академической хоровой капеллы «Думка» и солистов: народных артистов Украины Светланы Добронравовой (сопрано), Людмилы Юрченко (меццо-сопрано), Александра Дьяченко (тенор), лауреата международных конкурсов Сергея Магеры (бас). Дирижирует заслуженный деятель искусств Украины Николай Дядюра. Концерт состоится 30 июня в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины при поддержке Фонда содействия развитию искусств. |
КОНЦЕРТЫ Музыкальное приношение Пушкину по своей сути представляет программа, подготовленная солисткой органного зала Наталией Лавреновой. Певица обратилась к союзу двух искусств: музыки и поэзии, создав оригинальную композицию «Пушкин и музыка». Она пригласила к сотрудничеству одного из лучших отечественных мастеров художественного слова, заслуженного артиста Украины Бориса Лободу. В результате их совместной работы родилась оригинальная, в определенном смысле слова элитарная, камерная программа, в которой идеально сочетаются аутентичное и музыкальное пушкинское слово. Среди богатейших россыпей музыкальных произведений, созданных на стихи гениального поэта (известно, что к его сочинениям обращались более тысячи композиторов, а музыкальная пушкиниана в целом насчитывает более трех тысяч опусов), Наталия Лавренова отобрала самые совершенные из них, подлинные шедевры. Те, в которых пушкинское слово нашло достойное, равновеликое воплощение, а еще – подчеркивает певица – к которым лежала душа. Изучив массу музыкального материала, Н. Лавренова остановилась на таких жемчужинах, как лирические миниатюры М. Глинки «В крови горит огонь желанья» и «Не пой, красавица, при мне» С. Рахманинова, чудная жанровая зарисовка А. Даргомыжского «Ночной зефир», утонченная пейзажная «акварельная» миниатюра Н. Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда», исполненный высокой этической направленности романс А. Бородина «Для берегов отчизны дальней». Из более близкой к нам музыкальной литературы прошлого века певица отобрала романсы из классически совершенного цикла Г. Свиридова на стихи А. Пушкина, а также взволнованный и страстный – «Прощание» украинского композитора Ф. Надененко. Завершает эту безупречно выстроенную композицию знаменитая и чрезвычайно эффектная миниатюра А. Власова «Фонтану Бахчисарайского дворца». В программе также представлены сочинения А. Верстовского, Ц. Кюи, А. Рубинштейна и фрагменты из оперы А. Даргомыжского «Каменный гость». В концерте принимает участие Татьяна Трипольская (фортепиано). Он состоится 4 июля в Национальном доме органной и камерной музыки Украины. |
ВЫСТАВКИ Возвращенные моменты бытия предстают перед зрителями на фотовыставке и выставке живописи Александра Друганова в галерее «Ателье Карась». Ибо эта идея заложена в самом названии экспозиции: «Дежа вю, или «Повторение – мать учения» («дежа вю» в переводе с французского – «уже увиденное»). Прелесть же ее состоит в том, что Александр Друганов (с помощью фотообъектива или кисти и красок) не просто фиксирует безвозвратно ушедшие моменты, а «выстраивает» и подает их в ряду определенной художественно-эстетической концепции. При этом в его работах не меньшее значение, чем «что», приобретает «как». Обычные, казалось бы, у кого-то другого детали, у Александра Друганова возносятся до уровня масштабных обобщений, почти что символов. В его фотоработах нет первого и второго планов. Все важно. Все продумано до мелочей. Все взаимосвязано. Все концептуально. Как, к примеру, в «Парижской серии». Трудно сказать, что важнее: сложные замысловатые архитектурные конструкции или женские лики, как будто существующие вне времени и конкретного места действия. По словам известного искусствоведа Александра Соловьева, А. Друганов интересен «совмещением реального, документального взгляда и искусственно смонтированного метафизического времени, а также интригующим соединением рационально выстроенного кадра и эмоциональной, острой внезапности». При этом А. Соловьев в качестве неоспоримого достоинства работ Александра Друганова отмечает: «…принципиальный момент – печать ведется одновременно с двух-трех негативов разных пленок, и в процессе работы преобладает момент живого монтажа, а не модного компьютерного… Поскольку известно, что компьютерные изображения, вытесняющие в данный момент фотографию, не столько знаки реальности, сколько знаки знаков». При всем этом работы Александра Друганова чрезвычайно разнообразны. Художник находится в бесконечном творческом поиске. Он непредсказуем в своем развитии и художественной эволюции. Но неизменно интригующе интересен. Выставка Александра Друганова «Дежа вю, или «Повторение – мать учения» в галерее «Ателье Карась» (г. Киев, Андреевский спуск, 22 а) продлится до 8 июля. |
ТЕАТР Культовая рок-опера «Иисус Христос суперзвезда», которая за время своего триумфального существования привлекла разных режиссеров театра и кино со всего мира, впервые будет представлена киевлянам в постановке Иркутского музыкального театра им. М. Загурского. Рок-опера «Иисус Христос суперзвезда», написанная в 1969 году английским композитором Эндрю Ллойдом Вебером и молодым поэтом Тимоти Райсом, принесла им мировую известность. Даже человек, не знающий ничего о том, что история Христа всегда была источником вдохновения для художников и писателей всех времен и народов, почувствует в этом произведении дыхание Вечности. Рассчитанная на тинейджеров 1970-х, опера удивительным образом пришлась по душе и нашей тогда атеистической молодежной аудитории. Неудивительно, что многие пришли к Богу именно через эту рок-оперу. А тогда, в 1969 году, авторы очень нервничали перед премьерой своей оперы в лютеранской церкви Св. Петра. И вот – ошеломляющий успех. Молодежная аудитория была в экстазе – знаменитый сингл Superstar, который исполняет Иуда, стал настолько популярным, что многие его цитируют до сих пор. Удивительнее всего, что мюзикл был одобрен церковью и получил из Ватикана высочайшее благословение. Ворота к феноменальному успеху распахнулись настежь. Опера тут же была представлена на Бродвее, где в течение года прошла более семисот раз. В постановке Иркутского музыкального театра звучит оригинальная музыка Эндрю Ллойда Вебера в музыкальной редакции композитора Николая Сильвестрова, музыкального руководителя театра, и аранжировке рок-группы Театра пилигримов (художественный руководитель В. Соколов) на либретто Тимоти Райса в переводе Г. Кружкова и М. Бородицкой. Кроме рок-группы, в спектакле задействованы симфонический оркестр, хор и солисты. И все исполняется вживую, никаких фонограмм, чем и славится Иркутский музыкальный театр, с аншлаговым успехом уже показавший эту рок-оперу в Москве. По словам режиссера-постановщика Натальи Печерской, «Сила рок-опер нашего театра – в отсутствии фонограмм, впечатляющих массовых сценах, в цвете, звуке». Когда-то самой популярной оперой всех времен и народов провозгласили «Богему» Пуччини, с именем которого связывают закрытие трехсотлетней истории великих опер. «Суперстар» давно опередила гениального итальянца по числу зрительских симпатий. Жанр мюзикла достаточно проверен временем, чтобы предсказать, что в XXI веке он войдет в разряд несомненной классики. Рок-опера «Иисус Христос суперзвезда» состоится 5 и 6 июля во Дворце «Украина». |
КИНО Лучший фильм об об американском футболе – «Каждое воскресенье» – вышел на лицензионном видеорынке Украины. Этот фильм – лучшее, что когда-либо создавали об американском футболе. Целая ода, поставленная выдающимся современным режиссером Оливером Стоуном как огромный клип в два с половиной часа, который, невзирая на такую продолжительность, держит в напряжении. Но кроме того, что фильм рассказывает о футболе, «Каждое воскресенье» – лучшая за последнее время картина о том, как построить команду, способную достичь успеха. Фильм вроде бы о спорте, но спорт в Америке – это большой бизнес, прибыли от которого измеряются десятками и даже сотнями миллионов долларов. Если ты пробился со своей командой в высшую лигу и играешь средне, то твоя команда может стоить до $250 млн. Но если команда показывает результаты, доходит до play-off, завоевывает кубок и за все это благодарные зрители платят деньги, цена возрастает до астрономической суммы в $800 млн. «Акулы» из Майами находятся на спаде – за них никто не даст больше средней цены. Тренер Тони Д’Амато ищет способ выровнять ситуацию, говорит с игроками, кричит, шутит. Он для них – мать и отец, а если надо – психоаналитик, даже Господь Бог, как бы это кощунственно не звучало. Ибо все равняются на него, все от него зависят – как он организует команду, какие установки даст, так и сложится игра. Фильм четко показывает стратегию «настройки команды»: чтобы добиться успеха, надо подбадривать своих подчиненных, говорить о том, что они лучшие, что цель близка и «все за тебя, как и ты должен быть за всех». Но если «нет страсти – нет победы». Работа работой, но ты должен ее любить, болеть ею. Тренер каждый раз рассказывает команде, что четыре игры проиграны и не все потеряно, что можно успокоиться, жить своими воспоминаниями. Но есть жизнь и есть смерть. Поэтому «либо победим всей командой, либо умрем по одиночке». И команда внемлет ему, они, услышав страсть и участие в голосе тренера, идут как в бой и выигрывают. Чтобы этот амбициозный проект вышел достойным, Стоун, вынашивающий идею о спорте-бизнесе более 10 лет, всех занятых в «Каждом воскресенье» актеров отправил на 10 недель в лагерь учиться американскому футболу. У Стоуна был и лимит денег, поэтому многие звезды (Денис Квейд, Джеймс Вудс, Метью Модин, Чарльтон Хестон) соглашались существенно урезать свои гонорары, чтобы картина все-таки вышла в свет (например, голливудская звезда Камэрон Диаз, сыгравшая роль владельца команды, согласилась на $500 тыс., хотя сейчас ее гонорар достигает $20 миллионной отметки). Отказался от многих предложений ради этой картины и исполнитель главной роли тренера Аль Пачино. Он воплотил то, что давно хотел. Показать характер организатора, руководствующегося опытом и чутьем, у которого основную роль играет творческая энергия. Антиподом энергии выступает голый прагматизм владельца команды, подчиненного лишь желанию получить прибыль. Герой Пачино показал на примере, что идеи героини Диаз – ложны. Возможно, именно из-за такого подхода к бизнесу фильм понравился американцам – в прокате 157-минутный колосс собрал $76 миллионов. Редакция благодарит магазин «Хай-фай клуб» за предоставленный видеоматериал. |