Герман Макаренко придумал Штраус-концерты. Что он делает, чтобы они надолго запомнились публике?
Идея создать красивую предновогоднюю традицию (кроме той, которая велит ходить с друзьями в баню, а потом смотреть об этом кино с продолжением) пришла к Герману Макаренко около пяти лет назад. До этого он на протяжении нескольких сезонов поездил по Европе в качестве приглашенного дирижера на традиционные рождественские концерты. Выступления, где исполнялся микст из популярных произведений Чайковского, Верди, Бизе, Хачатуряна и других композиторов, имели большой успех. «Я гастролировал так в течение пяти-шести лет, потом подумал, почему бы и в Украине не делать такие светлые новогодние концерты, где исполнялась бы музыка семьи Штраусов, являющаяся воплощением ярких, жизнеутверждающих чувств, и поклонником которой есть я сам. Сейчас, в канун Рождества, я за границу не еду, потому что занят в собственном проекте».
Накануне пятого юбилейного Штраус-концерта дирижер рассказал «&» о своих чувствах и мыслях по поводу данного проекта.
Шутки в стиле фрак. Венская филармония дает штраусовские концерты после Нового года. Там это исключительно симфонические выступления с очень солидной публикой. Мы проводим Штраус-концерты в театре, что само по себе располагает к появлению каких-то эффектов. Я называю это «шутки во фрачном стиле». Легкие, элегантные и уместные в данной обстановке. Представьте себе, что во время исполнения польки «Шампанское» официант выносит на сцену ведерко со льдом, достает из него шампанское, начинает играть с бутылкой, протирает фужеры и в конце исполнения произведения выстреливает пробкой. Сама музыка Штрауса позволяет делать какие-то вещи, которые недопустимы у других композиторов, например, у Чайковского.
Без единого шанса. Музыка Штраусов очень демократична. Если вы придете на наш концерт, шансов остаться равнодушным практически не будет. Во всяком случае, если судить по состоявшимся четырем выступлениям. Зал принимал эту музыку стоя. Знаете, если вызывают на бис один раз – это хороший концерт, на два – событие. Но нас вызывали на бис четыре-пять раз! Могли еще вызывать, но я жалел музыкантов, потому что это очень большая нагрузка.
Гремучая смесь. Главное действующее лицо проекта – симфонический оркестр Национальной оперы Украины. Оркестр не спрятан в яме или где-то в глубине сцены. Он располагается прямо перед зрителем. Игра оркестра – само по себе действо, но и зал – не отдельная структура, находящаяся за спиной дирижера Задача дирижера – зажечь оркестр, чтобы вспыхнуло пламя музыки и потом перебросить его в зал. В результате появляется такая «гремучая смесь», от которой в конце представления все ощущают катарсис и истинное наслаждение.
Время для Штрауса. Я имею честь быть немного философом (у меня есть степень кандидата философских наук). С этой позиции могу сказать, что, конечно, одной из важных задач искусства является критика действительности. Но сейчас, когда поменялась эпоха, современного дисгармоничного человека надо чаще знакомить с идеалом. Штраус дает нам этот идеал просто, без лишнего драматизма и трагедийности.
Штраус-концерты Германа Макаренко состоятся 26 и 27 декабря в Национальном академическом театре оперы и балета Украины им. Т. Г. Шевченко. Составленные из лучших номеров предыдущих лет, пятничное и субботнее выступления не будут отличаться друг от друга. Не обойдется без исполнения увертюры к оперетте «Летучая мышь», вальса «На прекрасном голубом Дунае» и «Марша Радецкого». В концерте примут участие вокальные и балетные солисты Национальной оперы Украины и камерный хор «Кредо» (художественный руководитель Богдан Плиш). Шуток и сюрпризов можно ожидать как на самих концертах, так и во время антрактов. Фраки, смокинги и вечерние платья будут весьма уместны.