Последствия финансового кризиса с каждым днем все сильнее сказываются на отечественной экономике. Специалисты разных уровней компаний из различных отраслей повсеместно озабочены перспективой потери работы. Несмотря на то что позиции финансового директора в сегодняшней непростой ситуации достаточно надежны, а его роль в компании возрастает, риски все равно существуют. Ключевые из них проанализированы в статье «В зоне повышенного риска». Учитывая, что за последние месяцы на рынке труда финансовых специалистов происходят существенные изменения, &.ФИНАНСИСТ опросил ведущие отечественные рекрутинговые агентства с целью выяснить изменения, которые ожидают этот рынок в следующем году, а также их прогнозы по динамике зарплат и компенсаций финансовых специалистов (см. материал «Финансист на все времена»).
В турбулентной внешней среде бизнеса наряду с профессионализмом от финансовых директоров требуются выраженные лидерские качества и навыки антикризисного менеджера, способного не терять присутствия духа даже в самой экстремальной ситуации. О том, какими лидерскими качествами должен обладать современный CFO, в материале «От счетовода к руководителю».
Если финдиректор в условиях кризиса решится сменить место работы, то для увеличения шансов на успех в поиске нового работодателя CFO необходимо четко понимать его ожидания. В этом ему поможет материал «CFO пришелся ко двору». Ну, а когда все трудности с поиском новой работы будут уже позади, финансовому директору можно полностью сосредоточиться на том, чтобы процесс вхождения в новый коллектив и компанию в целом прошел безболезненно и максимально эффективно (см. материал «Давайте знакомиться»).
Требования изменились не только к управленцам, но и к другим специалистам финансовых департаментов. «От персонала сейчас требуется гораздо большая производительность, поэтому прежде всего будут цениться сотрудники, приносящие результат, — говорит Андрей Косенюк, заместитель главного финансового директора и финансовый контроллер группы «ТНК-ВР Коммерс». — Идеальный кандидат — это специалист, способный выполнить порученную работу качественно и в срок, постоянно повышающий квалификацию и умеющий работать в команде. Должен отметить низкий уровень подготовки претендентов на финансовые должности. Основная проблема — непонимание претендентами финансовой отчетности, то есть построения баланса, отчетов P&L и Cash Flow. На практике мало кто справляется с такими задачами. Даже опыт работы часто не помогает».
Для многих руководителей финансовых отделов логичным решением первой проблемы было «выращивание» необходимого персонала прямо со студенческой скамьи. До кризиса это была популярная и действенная мера. Еще несколько месяцев назад спрос на студентов финансовых специальностей, пусть даже в качестве стажеров, был довольно высок. Достаточно было несколько лет отучиться на уважаемом факультете, чтобы смело рассчитывать на зарплату выше средней по Киеву. Компенсационные пакеты для таких студентов быстро достигали размеров заработной платы специалистов, окончивших учебные заведения восемь-десять лет назад (не говоря уже о пожилых бухгалтерах советской закалки). Сейчас ситуация меняется — выбор становится более широким, есть возможность привлечь уже опытных специалистов и по приемлемым ценам. О том, как выбрать сотрудников финансового департамента, читайте материал «Укомплектовать отдел».
Кто выживет в сложившейся ситуации? Очевидно, это будут те сотрудники финансовых отделов, которые готовы брать на себя любую нагрузку и справляться с ней, ведь на фоне сокращений в финансовых департаментах объем работ на предприятиях остался прежним, а часто и увеличился. Такие люди не пропадут даже во время кризиса. Впрочем, этот рецепт универсален во все времена.
&.Ф.