Текущая финансовая ситуация не является результатом аудиторской ошибки

Мейсон Токарж, управляющий партнер KPMG в Украине


Роль аудиторов состоит не в оценке будущего, а в оценке того, насколько финансовая отчетность, подготовленная компаниями, действительно представляет активы и обязательства, а также результаты деятельности.


Финансовая отчетность является исторической по своей сути. Она представляет транзакции, уже произошедшие, и не предназначена для предугадывания событий, которые могут произойти в будущем. Именно благодаря комбинации определенных бухгалтерских стандартов и аудиторской старательности текущая финансовая ситуация раскрылась бы, а не позволяла проблемам прятаться в бухгалтерских книгах и записях финансовых организаций и компаний.


Однако я считаю, что некоторые изначально неправильно выбранные бухгалтерские стандарты ухудшили текущую финансовую ситуацию. Согласно бухгалтерским стандартам определенные ценные бумаги должны быть представлены в финансовой отчетности по справедливой стоимости. Субстандартные ипотечные ценные — яркий пример тому. Вопрос в том, кто же определяет, что именно является справедливой стоимостью. Изучив данный вопрос, те, кто отвечает за постановку бухгалтерских стандартов, решили, что справедливая стоимость — это та сумма, за которую вы можете продать ценную бумагу на активном рынке во время корпоративной сделки между независимыми сторонами. Это определение работает, пока существует активный рынок. А что, если рынок уже не активен? Если никто не желает покупать вашу ценную бумагу или в конце концов стоимость равна нулю?


Именно это и произошло с рынком субстандартных ипотечных ценных бумаг. Из-за возрастающих дефолтных рэйтов эти типы ценных бумаг получили название «токсичных», и никто не изъявлял желания владеть ими. И вдруг исчез активный рынок для таких ценных бумаг. Аудиторы, делая то, что оны обязаны были делать, потребовали снизить их ценность до уровня немедленной продажи в финансовой отчетности банков, владеющих этими бумагами. В некоторых случаях их ценность упала на 80% и более.


По некоторым оценкам, окончательная утраченная стоимость по субстандартным ипотекам составляет 20% (при этом включается возмещение стоимости собственности, переданной под залог стоимости кредита). Однако определение справедливой стоимости согласно тем, кто устанавливает стандарты, требовало намного большего обесценивания. Это признают банки, регуляторы и установители стандартов. В октябре Международные стандарты финансовой отчетности были изменены с той целью, чтобы предоставить компаниям одноразовую возможность изменить способ отчетности за определенные инвестиционные ценные бумаги. Ряд компаний, особенно финансовых учреждений, воспользовались этой возможностью и смогли в результате избежать списания этих бумаг. Факт принятия такой беспрецедентной меры свидетельствует, что то, как справедливая стоимость определяется в бухгалтерских правилах, не всегда срабатывает в определенных экономических условиях. Установители стандартов во всем мире изучают этот вопрос, и, по моему мнению, будут внесены изменения относительно определения справедливой стоимости.


Профессия аудитора становится все более регулируемой. Закон Сарнбейнса-Оксли, принятый в США, например, налагает целый ряд ограничений на то, что могут делать аудиторы и чего они не могут делать. Вариации данного закона были приняты многим странами мира. Я ожидаю, что такая тенденция будет иметь место и в будущем.


В условиях текущей экономической ситуации компании ощущают давление, принуждающее их уменьшить издержки. Не исключение и издержки на аудиторские услуги. Усложнились переговоры о размерах оплаты, а некоторые компании откладывают или даже отменяют ежегодный аудит. Однако общая картина дает мне основания утверждать, что снижения оплаты за аудиторские услуги не ожидается. Спрос на аудиторские услуги остается. Ведь компаниям все равно необходим капитал, им нужна и финансовая отчетность, прошедшая аудит. Регуляторы требуют от определенных компаний, в частности, от тех, акции которых котируются на биржах, проходить аудиторские проверки. Для многих организаций аудит является частью позитивного корпоративного управления. Темпы роста аудиторских фирм во время экономических спадов обычно замедляются, но это, как правило, не означает значительного снижения оплаты за услуги.


&.Ф.

Залишити відповідь