Выход из дома

Усиливающаяся конкуренция на рынке широкополосного интернет-доступа оставляет операторам домашних сетей небольшой выбор: счастливчики могут рассчитывать на консолидацию.


Низкая покупателная способность украинских граждан и нерасторопность «Укртелекома» в предоставлении интернет-доступа через свою сеть привели к тому, что украинский частный рынок широкополосного доступа (ШПД) начал развиваться в значительной мере стихийно. Во многих микрорайонах и отдельных домах были организованы частные локальные сети.


Разрозненные очаги
На сегодняшний день домашние сети присутствуют практически во всех спальных районах крупных городов. Как правило, они построены в качестве бесплатных файлообменников с платным доступом во внешние сети, в том числе во Всемирную паутину. В этих сетях используется технология Ethernet, основанная на наиболее доступном оборудовании для локальных сетей (LAN). Стоимость сетевой карты для пользовательского устройства – до $10. Несмотря на дешевизну сети, абонентская база домашних операторов платежеспособна, а средняя доходность с абонента (ARPU), пользующегося Интернетом, по данным GfK Ukraine, составляет примерно 60 грн. в месяц.


Данные о доле рынка, занимаемой подобными сетями, очень разнятся. Константин Колесов, директор по развитию бизнеса Vega, оценивает долю домашних сетей в 40% рынка по количеству абонентов. По данным iKS-Consulting, небольшие игроки занимают около 27% рынка ШПД, а в GfK Ukraine утверждают, что частными локальными сетями пользуются около четверти всех домашних пользователей Интернета (то есть 230-250 тыс. абонентов).


Недооценка домашних сетей сыграла злую шутку с компаниями, решившими выйти на рынок кабельного ШПД Украины в последние годы. Оказалось, что привлекательные для них дома в большинстве своем уже заняты. А поскольку среди конкурентных преимуществ крупных игроков можно выделить лишь раскрученный бренд, то они вынуждены были искать изощренные пути завоевания клиентов. Наиболее популярные из них – ставка на современность сетей (проекты FTTB) или занижение тарифов.


На практике новым игрокам пришлось попросту поубавить амбиции. Первым обжегся российский «Комстар-ОТС», планировавший несколько лет назад освоить крупные украинские города, однако пока остановился лишь на Одессе. Сегодня нельзя назвать успешным и проект «Світ Онлайн» от «Голден Телекома», перешедший в наследство к УРС (сейчас развивается под ТМ «Интернет Дома»), хотя средств в него было вложено больше, а услуга уже запущена в Киеве и других городах (покрытие – около 5 тыс. домов). Vega сконцентрировалась на первичном рынке: из 600 зданий, в которых присутствует компания, 400 – новостройки.


Медные гиганты
Основные доходы на рынке ШПД пока получают операторы с развитой кабельной инфраструктурой. Так, «Укртелеком» уже подключил 500 тыс. абонентов к услуге кабельного интернет-доступа «Ого!» и пока развитие сервиса ограничивается лишь возможностями госкомпании. Потенциальными подписчиками на высокоскоростной Интернет являются 10 млн. фиксированных абонентов оператора, значительная часть которых недоступна для других кабельных операторов.


Лидер столичного рынка интернет-доступа компания «Воля» также не сидит сложа руки. В августе совладелец компании фонд Sigma Bleyzer объединил ее с региональными активами. Новосозданная компания Volia Limited обладает кабельными сетями в 19 регионах и насчитывает 347 тыс. интернет-абонентов по всей Украине (из них 230 тыс. – в Киеве).


«На конец III квартала проникновение ШПД в Украине составляло 6,6% домохозяйств, то есть 1,33 млн. абонентов», – утверждает Микола Олиярник, аналитик iKS-Consulting. По прогнозам «Укртелекома», к 2013 г. количество пользователей ШПД возрастет до 5 млн. человек. Львиную долю этого рынка, несомненно, займут компании с развитыми медными сетями, главным образом «Укртелеком» и Volia Limited. Однако в дальнейшем темпы роста количества интернет-абонентов этих операторов, скорее всего, пойдут на убыль вследствие исчерпания общего абонентского ресурса в их сетях и ограниченных возможностей самих медных сетей.


Возможности для экспансии
Все же активный переток абонентов между кабельными сетями вряд ли будет иметь место в ближайшем будущем. Скорее всего, новые абоненты при наличии альтернативы будут выбирать сети с высокой скоростью передачи данных. На это и рассчитывают компании вроде УРС или «Оптимы-Фарлеп», предоставляя скорость передачи данных до 100, а то и 1000 Мбит/с. Между тем, на новых абонентов могут рассчитывать и операторы домашних сетей, многие из которых построены на современном оборудовании и не уступают сетям именитых конкурентов.


Однако в своем нынешнем виде им будет сложно противостоять крупным операторам: «Рынок домашнего Интернета только недавно вступил в фазу быстрого роста и еще далек от насыщения. Однако по мере роста увеличатся затраты на привлечение новых абонентов и удержание старых (повысится важность удовлетворенности абонента и качества обслуживания). Выигрывать будут более крупные провайдеры, которые смогли выстроить сильный бренд и обеспечить высокое качество услуг», – считает старший аналитик GfK Ukraine Татьяна Ильяшенко. «Сегодня многие домашние сети работают на грани прибыльности, поскольку внешний трафик, как правило, перекуплен у крупных операторов. Поэтому выбор у них небольшой: соединяться с себе подобными или продаваться более крупным сетям либо традиционным телеком-операторам», – соглашается Константин Колесов.


Наиболее интересными домашние сети станут для новых операторов, заходящих на украинский рынок, ведь строительство сетей в городах с нуля менее оправдано, чем объединение существующих. Это уже поняли несколько компаний, желающих побороться за украинский рынок интернет-доступа. Так, российский инвестфонд UFG Private Equity Fund I летом нынешнего года приобрел контрольный пакет киевского интернет-провайдера IPNet, выросшего из домашней сети. Сделку эксперты оценивают в пределах $10 млн. Другой пример – киевская домашняя сеть «Фринет» (работает на Харьковском массиве), вокруг которой инвесторы решили объединить ряд локальных активов и создать игрока национального масштаба. Пока собственники «Фринет» присоединили к нему сеть iHome (работает на Троещине), построили сети в крупных городах Украины и вывели провайдера на рынок под ТМ О3. Сейчас компания обслуживает около 20 тыс. абонентов, а в 2009 г. их количество планируется довести до 50 тыс. Помимо интернет-доступа, «Фринет» намерен предоставить услуги телевидения и телефонии через Сеть.


Хотя кризис и оказывает негативное влияние на рентабельность бизнеса интернет-провайдеров, по мнению экспертов, он не станет преградой для развития подобных проектов. Татьяна Ильяшенко: «Кризис – явление временное. На этот период замедлится прирост новых подключений, возможно, домашние пользователи переключатся на более дешевые тарифные планы. Однако рынок домашнего доступа в Интернет (в том числе и через домашние сети) сохранит инвестиционную привлекательность».







Обогащенный озоном


Опытному менеджеру в телекоммуникационном бизнесе Виктору Фролову (на протяжении многих лет работал на рынке CDMA, до 2006 г. – гендиректор ITC, ТМ CDMA Ukraine) удалось раздобыть средства на развитие интернет-провайдера «Фринет». До ноября нынешнего года в развитие компании было вложено $15 млн., часть из которых привлечено у «Брокбизнесбанка». Проект утвердили в конце минувшего года, а запустили в феврале-марте 2008 г.


Какие планы по развитию на следующий год?
Компания, которая давно на рынке и имеет большой потенциал абонентской базы, может позволить себе остановиться и пользоваться тем, что уже построено. У нас на сегодняшний день чуть больше 20 тыс. абонентов, и, скорее всего, мы будем продолжать развивать сеть, поскольку не имеем необходимого запаса прочности. К тому же рынок не ждет: активизировались компании-конкуренты с зарубежными инвестициями.
В отличие от рынка телефонной связи, на рынок ШПД можно выходить с нуля. Конкуренция здесь достаточно большая, однако сегмент Ethernet-сетей с оптоволоконной инфраструктурой, на котором мы работаем, заполнен меньше. Основную ставку мы делаем на то, что изначально строим сети правильно, используя качественное оборудование. У нас сейчас нет неуправляемых фрагментов сети, нет медной инфраструктуры.


Какова ваша стратегия по выходу в регионы?
Экономически выгодно и целесообразно строить свои сети, а не скупать существующие, ведь купленная домашняя сеть, даже на первый взгляд качественная, подлежит модернизации: это время, деньги и имиджевые потери. При планировании нашей региональной экспансии были выбраны крупные города – Днепропетровск и Львов, в Крыму – Севастополь и Симферополь, а также Житомир как типичный областной центр. Мы определили, что доходность с абонента в Житомире не намного меньше, чем в Киеве, потребность в интернет-доступе достаточно большая, поэтому при наличии финансирования можно идти и в другие не очень крупные областные центры. В будущем году, помимо освоения уже занятых городов, мы планируем выйти в несколько областных центров, а через два-три года надеемся присутствовать во всех областных центрах Украины.
Планов по строительству дорогостоящих магистральных линий между городами у нас нет. В Украине их уже столько построено, что экономически выгоднее и проще пользоваться существующими.


Услуги Triple Play анонсировались уже неоднократно, однако пока никому не удалось достичь успеха в этом. В чем ваша исключительность?
Основной бизнес – широкополосный доступ, но, заведя в дом оптоволоконную линию, глупо будет не воспользоваться возможностью по этому кабелю предоставить дополнительные услуги, такие как телевидение и телефония. К тому же внедрение услуг телевидения (IPTV) и телефонии (VoIP) в сети требует намного меньше средств, чем уже вложено в построение инфраструктуры. По телефонии мы уже получили все необходимые лицензии и номерной ресурс, сейчас проводится тендер по выбору оборудования. Что касается телевидения, то по опыту других стран известно: потенциальными пользователями услуги являются 5-7% от абонентской базы. Проблем с получением лицензии также не предвидится.


Почему вы решили выбрать оборудование Cisco, а не отдали предпочтение продукции китайских вендоров?
В Украине прошло то время, когда китайские производители агрессивно выходили на рынок и предоставляли очень хорошие цены. К примеру, запуская сеть CDMA в 2001 г. мы выбрали Huawei, потому что условия и стоимость были вне конкуренции. Сейчас стоимость оборудования Cisco незначительно выше китайского. Китайские вендоры перестали вести себя агрессивно на украинском рынке, видимо, набрав достаточный объем заказов.

Залишити відповідь