Ситуация в украинской атомной отрасли беспокоит европейских соседей Украины и негативно оценивается мировыми экспертами.
В марте на Запорожской АЭС для стодневного ремонта был остановлен энергоблок №4. В декабре 2018 года из-за повреждения трансформатора был отключён второй энергоблок Хмельницкой АЭС, и это была уже не первая его авария. До этого, в сентябре, был принудительно остановлен из-за аварии энергоблок на Запорожской АЭС. В декабре на плановый ремонт был закрыт еще один энергоблок Запорожской АЭС. А в ночь на 7 марта остановлен третий. Всего состоянием на 7 марта на украинских АЭС работали только 11 энергоблоков из 15.
По данным профильных СМИ Европы и Америки, Украина давно сидит “на пороховой” бочке.
Энергетические блоки крайне изношены и требуют замены, однако средств на это нет. Блоки останавливают регулярно на косметический ремонт, но его нельзя проводить вечно. Помимо этого, в стране не хватает профессионалов, следящих за работой реакторов. Западные партнёры уже давно выражат обеспокоенность ситуацией. Недавно американская Energy Research & Social Science сообщало, что вероятность крупной атомной аварии на Украине достигает 80%.
Известно, что на фоне сокращения атомных мощностей в стран Европы в 2017м году Украина заняла девятое в мире место по числу работающих реакторов, в то время как официальный Киев собирается только наращивать эти показатели. Президент Украины Петр Порошенко в ходе поездки в Николаевскую область в начале марта заявил, что именно атомная энергетика позволит стране выжить без российского газа, и сейчас приоритетной задачей Украины является возведение новых энергоагрегатов.
В то же время, такое строительство – дорогая затея. Например, согласно предварительной смете, стоимость возведения двух энергоблоков Хмельницой АЭС, давняя задумка властей, обойдется бюджету в сумму более 72 миллиардов гривен (примерно 3 миллиарда долларов). Строительство новых мощностей под большим вопросом еще и потому, что в 2015 году Европарламент направил обращение к ЕБРР и Еврокомиссии о невыделении кредитов на «реанимацию» украинских АЭС, поскольку Киев нарушает условия конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в транспограничном контексте», продлевая работу изношенных атомных реакторов.