Настроение упало

Рейтинг оптимизма предпринимателей разных стран, составляемый компанией Grant Thornton семь лет подряд, впервые превратился в рейтинг пессимизма. На перспективы развития экономики своих стран в 2009 г. с оптимизмом смотрят 31% респондентов, с пессимизмом — 47% (опрошено 7200 руководителей компаний в 36 странах). Год назад оптимистов было вдвое больше, а пессимистов — меньше в 2,4 раза. Разница между числом позитивно и негативно настроенных упала с +40% до -16% (см. графики). Единственная страна, где за год возросло число оптимистов, — Ботсвана.

Предприниматели готовятся к продолжительному и болезненному спаду экономики, заключают исследователи. Главный источник пессимизма относительно перспектив собственных компаний — падение потребительского спроса и сжатие банковских кредитов: именно это респонденты отметили в качестве основной угрозы бизнесу в 2009 г. Негативные ожидания формируют соответствующие планы компаний на будущее, отмечает директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев.

Наихудшие ожидания — в странах Евросоюза: число пессимистичных оценок возросло в 2,8 раза до 59%, и на столько же сократилось количество оптимистов. Аутсайдером рейтинга, как и годом ранее, осталась Япония, но при этом уровень негативных ожиданий вырос в полтора раза. Максимальный перепад настроения произошел у предпринимателей Гонконга: год назад разница между оптимистами и пессимистами составляла 81% в пользу оптимистов, а теперь больше пессимистов — на 49%. В Нидерландах индекс оптимизма упал с +70% до -37%, в Дании — с +74% до -34%, в США — с +22% до -34%.

Позитивные оценки доминируют в 12 странах из 36 (годом ранее — в 31 из 34). В Индии, возглавляющей рейтинг второй год подряд, 86% оптимистично настроенных против 3% пессимистов, в Китае — 44% против 14%, в Бразилии — 60% против 10%. Предприниматели из быстро развивающихся стран видят в макроэкономическом кризисе новые возможности для своего бизнеса, считает руководитель направления Grant Thornton International Алекс Макбит: «На мировом рынке все еще есть основания для надежды».

Россия, в которой индекс оптимизма упал с +58% до -2%, оказалась «самым оптимистичным пессимистом», отмечают исследователи. Главная причина пессимизма российских предпринимателей — падение нефтяных цен, усиливающее ожидание рецессии, говорит главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Цены на нефть рухнули втрое, притока капитала не будет, покупательная способность рубля падает, перечисляет Владимир Брагин из «Траста»: пессимистов могло бы быть и больше.

Но в России кризис фактически осознали только в декабре, считает управляющий директор «Арбат капитала» Александр Орлов. Полезные ископаемые и продукты питания долго дешеветь не могут — они ограниченны, утешает партнер Grant Thornton в России Иван Сапронов. Ритейл защищен от кризиса, согласна представитель X5 Retail Group Анна Караева: еду люди все равно будут покупать, рост оборота в 2009 г. ожидается лишь ненамного ниже показателя за 2008 г. — 15-17% против 20%. Заработки девелоперов упадут вдвое, полагает коммерческий директор компании «Снегири» Дмитрий Шмелев. В ноябре — декабре 2008 г. спрос упал на 30% в сравнении с предыдущим годом, сетует исполнительный директор мебельного холдинга Mobel & Zeit Андрей Ященко, в 2009 г. спрос может упасть вдвое.

vedomosti.ru

Залишити відповідь