В Украинском доме при поддержке Итальянского культурного центра 21 марта с Национальным симфоническим оркестром Украины выступает известный итальянский дирижер Никола Джулиани.

КОНЦЕРТЫ

В Украинском доме при поддержке Итальянского культурного центра 21 марта с Национальным симфоническим оркестром Украины выступает известный итальянский дирижер Никола Джулиани.

Выпускник итальянской консерватории им. Н. Пиччини, маэстро Джулиани неоднократно стажировался в мастер-классах, перенимая тонкости и секреты дирижерской профессии у таких грандов музыкального искусства, как К. Кондрашин в Голландии, М. Ацмон в Венской опере, Е. Эрдели в Будапештской опере. Никола Джулиани с успехом дирижировал в Германии, Бельгии, Испании, Голландии, Румынии, Болгарии, Польше, Венесуэле, США. Ему приходилось выступать со столь именитыми мастерами, как Ф. Косотто и Е. Образцова, К. Ричарелли и М. Куарта. Среди последних достижений Николы Джулиани – постановки оперных шедевров «Кармен» Ж. Бизе, «Сельская честь» П. Масканьи, «Паяцы» Р. Леонкавалло в Испании, «Тоска» Дж. Пуччини во Франции, а также ряд концертов с симфоническим оркестром Софии во Франкфурте и Мюнхене.

Программу выступления маэстро Джулиани перед киевской публикой открывает классика итальянской музыки ХХ века – симфоническая поэма О. Респиги «Пинии Рима», являющаяся частью знаменитой «римской трилогии» композитора, которого современники по праву называли «певцом Рима». Ибо трудно найти в истории итальянской музыки иного композитора, так пламенно восхищавшегося древней величественной историей своей родины и сумевшего воплотить эти эмоции в звуковых образах столь блистательно. Великолепный колорист и мастер оркестрового письма, свободно владевший большинством музыкальных жанров и форм, посвятил свои лучшие сочинения вечному городу, запечатлев его историю и культуру в таких сочинениях, как «Триптих Боттичелли», «Фонтаны Рима», «Пинии Рима», «Празднества Рима».

«Пинии Рима» (пиния – высокая стройная итальянская сосна с кроной в форме зонтика) по стилю письма и системе образов – своеобразная пышная оркестровая фреска, состоящая из четырех контрастных частей. Первая – «Пинии виллы Боргезе» – воссоздает облик знаменитого старинного римского дворца, вторая – «Пинии у катакомб», третья – «Пинии на Яникуле» (напоминает об одном из семи холмов, на которых по преданию был основан Рим). В заключительной, четвертой части – «Пинии Аппиевой дороги» – композитор оркестровыми средствами воскрешает еще один великий символ вечного города: Аппиеву дорогу, проложенную в четвертом веке до нашей эры, бывшую главной магистралью на пути в Рим и ставшую свидетельницей величественной поступи римских легионеров, завоевавших полмира и торжественно шествовавших по ней к триумфальному въезду в Капитолий.

В первом отделении прозвучит еще одно сочинение итальянского композитора – Концерт для флейты с оркестром Дж. Меркаданте (солист – Владимир Дмитриев). Мастер, живший и творивший в первой половине XIX века, чьи оперы в свое время были украшением репертуара большинства европейских музыкальных театров, на сегодняшний день малоизвестен даже узкому кругу музыкантов-профессионалов.

Во втором отделении будет исполнена монументальная Первая симфония ре мажор Г. Малера «Титан».

КОНЦЕРТЫ

17 марта в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины состоится концерт дуэта Германа и Елены Сафоновых.

Игру этих музыкантов (Герман – скрипка, Елена – фортепиано) выделяет глубина и невероятная проникновенность, концентрация на том, как говорят они сами, «чтобы максимально полно и точно донести до слушателя ту информацию, которую вложил в музыку композитор». А в музыку великих творцов, по мнению Сафоновых, заложена информация божественного характера, поэтому к их задаче прибавляется огромная ответственность.

В первом отделении концерта прозвучат сонаты Моцарта и Брамса, во втором – сонатина Шуберта и соната Франка. Моцарт был выбран дуэтом Сафоновых еще и потому, что исполняемая ими соната прозвучит в киевской филармонии впервые. Она даже не входит в официальный каталог произведений австрийского композитора, а в Украине вообще не издана в печатном виде. Эта соната – одна из тех шести, которые нашли только в конце XX века. Герман Сафонов говорит: «Она была написана Моцартом в 18 лет, в период создания им знаменитых скрипичных концертов. Это очень красивое, элегантное и свежее произведение. Мне нравится, как в сонате проявляется дар композитора: в ней нет ничего навязчивого. Видно, что для Моцарта существует жизнь небесная и жизнь земная, есть проблемы, но это не трагедия. Композитор передает через музыку свое предчувствие рая, скорого соединения с Богом, что, бесспорно, делает это произведение одним из самых светлых у композитора».

Соната Брамса как бы перекликается с моцартовской. «В этих двух сонатах, – говорят Сафоновы, – есть внутренняя связь. Обе они мажорные, обе светлые и радостные. К тому же не секрет, что Брамс воспринимал Моцарта как своего духовного учителя». Впрочем, в отличие от моцартовской, брамсовская соната исполняется часто, считаясь частью гранд-репертуара. Она достаточно сложная, но в ней, по мнению музыкантов, можно увидеть весь мир.

Второе отделение откроет сонатина Шуберта, большое, сложное и очень трагическое произведение, впервые исполняемое музыкантами. «Однако трагизм ее, – утверждают Сафоновы, – имеет силу спасения. У Шуберта вообще очень сильно заострено чувство трагичности. Но когда композитор делает лирическое отступление и ступает на светлую дорогу, его свет даже слепит.»

Очень яркая и динамичная соната Франка (подарок композитора к свадьбе его друга, известного бельгийского скрипача Эжена Изаи) является их репертуарным произведением. Написанная церковным органистом в конце XIX века в период уже развитого симфонизма, она имеет четкую концепцию, которую музыканты открыли, анализируя текст сонаты. «Соната, – делятся своим открытием музыканты, – начинается как бы с конца, с кульминации, с высшей точки бытия, когда душа озарена и пребывает в моменте идеального существования, в контакте с Богом. В этом моменте времени не существует. Но в продолжении, когда душа начинает наслаждаться идеалом, Франк гениально вводит время: темы повторяются на пульсирующих аккордах. Потом композитор вводит противопоставление: скрипка – как духовное начало, фортепиано – как телесное. Скрипка как бы пытается вернуть душу к идеалу, а фортепиано тянет к земле. Но чем дальше, тем ощутимее падение души.» Это соната-притча. В ней, по мнению Сафоновых, проявился пророческий дар Франка, предсказавший сильнейший духовный кризис в ХХ веке и прогресс атеизма.

Во втором отделении Ольга Дмитренко исполнит 3 хоральные прелюдии из цикла «18 больших хоралов И.-С. Баха», последний из которых – «Пред Твоим троном я явлюсь» – композитор на смертном одре продиктовал своим близким. Венчает программу фортепианная Соната №32 опус 111 Л. Бетховена. Финал данного произведения (Adajio molto semplice) – вершина философской мысли мировой музыкальной культуры. Как сказала Ольга Дмитренко, этим сочинением она завершает программу потому, что после этого бетховенского адажио не может звучать музыка, после него должна быть только тишина.

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 22 и 23 марта выступает народный артист России, лауреат международных конкурсов Сергей Стадлер (Россия).

Профессионалы знают, что на определенном этапе жизненного пути практически каждого музыканта-исполнителя непременно стоит Учитель. Если рассматривать творческую судьбу выдающегося российского скрипача-виртуоза Сергея Стадлера с этой точки зрения, то она у него, безусловно, чрезвычайно счастливая. Ибо ему выпало учиться (вначале – в Санкт-Петербургской государственной консерватории, затем – в аспирантуре при Московской государственной консерватории им. П. Чайковского) у таких великих музыкантов, как Давид Ойстрах и Борис Гутников, Леонид Коган и Виктор Третьяков. Неудивительно, что сумма великолепных природных данных, неистовой работоспособности и, безусловно, отменной профессиональной школы уже в юности обеспечила Сергею Стадлеру целый ряд блистательных побед на престижных международных конкурсах: им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (гран-при и специальный приз за лучшее исполнение французской музыки), им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (специальный приз публики), им. П. Чайковского в Москве (I премия и Золотая медаль).

Музыкант постоянно работает над расширением репертуара, совершенством интерпретаций и знакомит слушателей с новыми программами и даже подходами к их формированию. 22 марта Сергей Стадлер представляет – без преувеличения – уникальную программу: в его исполнении прозвучат 10 сонат для скрипки и фортепиано Л. Бетховена (партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Юлия Стадлер). Этот беспрецедентный по сложности грандиозный цикл гениального немецкого композитора никогда и никем (по крайней мере, в Киеве) не исполнялся в одном концерте. Естественно, подобная программа обещает этот филармонический вечер превратить в незаурядное событие музыкальной жизни столицы.

23 марта в Колонном зале им. Н. Лысенко Сергей Стадлер выступит с симфоническим оркестром филармонии в другой своей ипостаси – в качестве дирижера. В первом отделении концерта при участии лауреата международных конкурсов солиста Национальной оперы Украины баса Тараса Штонды прозвучат арии из опер российских композиторов. Во втором – в интерпретации Сергея Стадлера киевляне услышат Симфонию №2 С. Рахманинова. Созданная композитором в 1907 году, в пору расцвета его дарования, она подкупает весенним половодьем чувств, захватывает слушателей высоким пафосом и могучим романтическим порывом.

Концерты проходят при поддержке Фонда содействия развитию искусств.

КОНЦЕРТЫ

Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» 18 марта в Доме ученых представит новую программу «Утомленное солнце».

Новую – во всех смыслах этого слова. Ибо это нечто совершенно необычное для достаточно маститого коллектива, известного прежде всего в качестве великолепного популяризатора академических жанров музыкального искусства в широчайшем временном диапазоне – от эпохи барокко до новейших партитур отечественных и зарубежных композиторов. Безусловную новизну представляет программа и для музыкальной жизни столицы. Пожалуй, впервые прекрасный академический коллектив подготовил программу, включающую джазовую, популярную и даже эстрадно-романсовую классику ХХ века.

Своим названием программа обязана популярнейшему в 20-30-тые годы прошлого века танго «Утомленное солнце». У «Киевской камераты» это танго стало своего рода прологом, введением в музыкальное действо, первый раздел которого посвящен классическому джазу (будут исполнены сочинения Д. Гершвина и Д. Эллингтона). Далее последует настоящее пиршество в стиле ретро: прозвучат многочисленные танго и регтаймы, блестяще обработанные для симфонического оркестра такими мастерами, как Е. Станкович, Я. Верещагин, А. Левкович. Безусловно, будет отдана честь и непревзойденному мастеру танго А. Пьяццоле. Особый интерес, по словам художественного руководителя коллектива Валерия Матюхина, представляют сочинения В. Зубицкого – Концерт для баяна с оркестром в авторском исполнении, «Посвящение А. Пьяццоле» и концертная пьеса на тему известнейшего танго «Чао мучачо». И конечно же, отдадут должное вечному жанру – романсу.

Программой вечера будет дирижировать художественный руководитель коллектива, заслуженный деятель искусств Украины Валерий Матюхин. Солировать в вокальных «разделах» будут заслуженная артистка Украины, солистка Национальной оперы Украины Ирина Семененко и заслуженный артист Украины Александр Василенко, по словам Валерия Матюхина, великолепно проявившие себя в необычной для академических певцов стилистике.

Адрес Дома ученых: ул. Владимирская, 45.

ВЫСТАВКИ

В галерее L-ART 15 марта открывается юбилейная выставка заслуженного художника Украины Виктора Ефименко.

В своем творчестве Виктор Ефименко сочетает реалистические традиции и увлеченность цветом, присущую французскому импрессионизму. Звание заслуженного художника Украины он получил еще в юности, но, несмотря на звания и регалии, всегда предпочитал «злобе дня» художественное исследование душевного мира человека. Воображение мастера волнуют самые обычные вещи, обретающие неповторимый образ.

«Правда бывает разной, – подчеркивает художник. – Часто мы испытываем прямо противоположные эмоции по поводу одних и тех же событий. Мы проходим мимо множества вещей, которые сами по себе очень красивы. Не замечая красок жизни, мы обедняем себя, и наша жизнь превращается в существование. Я живу в провинции. Но я сам выбрал для себя эту жизнь, в местах, которые для многих сегодня выглядят достаточно уныло. Это мой родной край, где я чувствую себя причастным ко всему окружающему. Мне кажется, я вижу больше и лучше, чем может увидеть равнодушный человек. Мое творчество – это небезразличие к тому, из чего состоит моя жизнь.»

Тем не менее картины художника напоминают, скорее, жизнь французской элиты, чем украинской провинции. Жизнь изящную, аристократически-изысканную, с дамами в белых платьях и девушками с кружевными зонтиками. Эта жизнь красива и одухотворенна, и очень хочется, чтобы когда-нибудь она стала нашей.

Виктор Ефименко расцвечивает и украшает действительность и, возможно, поэтому его работы высоко ценимы западной – преимущественно французской – публикой. На самых известных западных аукционах цены на работы Виктора Ефименко часто выше, чем на работы других художников из бывшего СССР. Критики при этом отмечают мастерское владение цветом и формой и, конечно, расцвечивание и украшение действительности, на которое каждый художник имеет право, но не все отваживаются.

Выставка продлится до 7 апреля.

Адрес галереи L-ART: ул. Андреевский спуск, 2 б.

КИНО

В Доме кино с 14 по 18 марта проходит Фестиваль японского кино.

Любители, поклонники и ценители японского кинематографа наверняка уже привыкли к ежегодным фестивальным показам, проходящим в Киеве под эгидой посольства Японии в Украине и фонда «Далекий Схiд». Нынешний фестиваль посвящен 10-летию установления дипломатических отношений между нашими странами, и потому программа будет более насыщенной, а местом проведения избран не один из кинотеатров, как обычно, а Дом кино Национального союза кинематографистов.

В первый день фестиваля (14 марта) будут демонстрироваться два мультфильма «Прыжок» и «Прерванное кино», а также фильм-размышление «Школа-II». Небольшой семиминутный «Прыжок» (1984), главный герой которого играет, прыгая по улицам и попадая при этом в различные места и ситуации, «допрыгался» в свое время до гран-при 8 Международного фестиваля анимационного кино в Загребе. А герой «Прерванного кино» (1985) – отважный ковбой, готовый на все ради прекрасной возлюбленной, в течение шести минут защищает ее от разбойников-головорезов. Героев «Школы-II» (1996) волнуют уже несколько иные проблемы: в центре картины – два учителя школы-интерната для умственно отсталых подростков, разыскивающие двоих сбежавших воспитанников. В результате поиска ребят, решивших, как оказалось, пробраться в соседний город на концерт любимой поп-звезды, педагоги приходят к осознанию многих собственных проблем. Беглецам же эти сутки вне школы в плане воспитания самостоятельности и ответственности дают больше, чем любые психологические теории или методики.

На дневном сеансе 15 марта можно будет посмотреть три мультфильма: «Могучий Атом», «Лесная легенда» и «Картинки с выставки». Действие «Могучего Атома» (1981) происходит в ХХI столетии, основная интрига – жизнь мальчика-робота, наделенного соответствующими сверхспособностями. Картину «Лесная легенда» (1987) режиссер посвятил почитаемому им Уолту Диснею; перед зрителем раскрывается мир животных и добрых фей, призывающих людей уважать и беречь природу под аккомпанемент 4 симфонии Чайковского. Еще более музыкальны «Картинки с выставки» (1966), являющиеся оригинальной японской интерпретацией известного произведения Мусоргского; автор фильма постепенно «оживляет» все десять «картинок». Вечером будет демонстрироваться триллер «Страна мертвых» (1998), сюжет которого – история любви, заканчивающаяся трагедией. Максимальный эффект достигается переплетением древних легенд, тайн буддизма и традиций глухой горной деревушки. Как уверяют организаторы, фильм «находит отклик в сердцах не только японцев, но и зрителей других стран». Завершает второй фестивальный день картина «Исцеление» (1997) с загадочными серийными убийствами (у всех жертв одна общая примета – вырезанная на груди буква «Х»), пойманными убийцами, проницательным детективом Такабе и приходящим ему на помощь психологом Сакуми.

18 марта днем будет показан фильм «Гамера – охранник Вселенной» (1995). На экране с переменным успехом бьются птицы-монстры Гяусами, люди и их защитник Гамера – огромное животное, чем-то похожее на черепеху. И птиц Гяусами, и Гамеру создали давным-давно ученые Атлантиды, причем птицы же ее и уничтожили. Да и сейчас люди, воюя одновременно со всеми, не сразу понимают, что Гамера – их союзник.

Вечером демонстрируется мультфильм «История одной улицы» (1962) и детектив «Замок на песке» (1974). История, произошедшая на одной из улиц, заключается в противостоянии героев уличных плакатов: девочки с плюшевым медвежонком, разбитого фонаря, дерева, хулиганистой бабочки, сурового диктатора. Социальный детектив «Замок на песке», перешедший на сегодняшний день в разряд классики японского кино, снят по мотивам романа яркого и популярного автора Сейтьо Мацумото. Это чудесно смонтированный фильм о настойчивости двух полицейских, расследующих убийство, и о судьбе преступника, убивающего из-за тяжелого и давящего прошлого.

КИНО

С 21 марта в украинский кинопрокат выходит самый коммерчески успешный фильм последних лет – «Гарри Поттер».

По жанру – это фильм-сказка, но события происходят в современной Англии. В одиннадцать лет Гарри узнает, что его давно погибшие родители были волшебниками, и что молниеподобный шрам на его лбу оставил тот, кто убил его отца и мать, маг Вольдеморт. В день рождения к Гарри, живущему у своих злых дяди и тети, приходит великан Хагрид и предлагает ему идти учиться в школу колдовства и магии, на что мальчик с радостью соглашается… Этот на первый взгляд незамысловатый детский сюжет стал современной притчей во языцех. Огромный успех «Гарри Поттера», за пять месяцев проката собравшего во всем мире почти $1 млрд. (второе место после «Титаника» в списке самых кассовых картин всех времен), уже анализируют психологи, социологи и бизнесмены. Ведь он породил в мире определенный феномен: на фильм выкупают билеты на неделю вперед. Причем в этой картине не стоит искать каких-то подводных камней и скрытых смыслов – в ней все прозрачно. Главное – откровенность, честность, яркое подтверждение праведности доброты.

Начало успеху положила книга, взятая за основу фильма. Роман «Гарри Поттер и философский камень», написанный англичанкой Джоан Кэтлин Ролинг, увидел свет в 1997 году. В последующие пять лет вышли еще три романа – продолжение истории о Поттере. Все они были переведены на 46 языков мира и проданы в 200 странах тиражом более 110 миллионов экземпляров. А сама писательница стала одной из самых богатых женщин Великобритании (в 2001 году ее доход – 25 млн. фунтов стерлингов – превысил доход королевы Британии – 15 млн.). В позапрошлом году, когда «поттеромания» достигла мирового масштаба, американская кинокомпания Warner Bros. предложила Ролинг поставить фильм в США. Согласие было достигнуто только после того, как писательница получила 1 млн. фунтов стерлингов гонорара, определенный процент от проката будущего фильма, право исполнительного продюсера и гарантию, что все актеры будут англичанами. Правда, режиссером стал американец Крис Коламбус (отвоевав это место у Алана Паркера, Терри Гиллиама, Роба Райнера и Джонатана Демме). Его кандидатура перевесила после изучения поставленных им ранее фильмов, среди которых есть и детские картины («Один дома» и «Мисс Даутфаэр»), и взрослые («Мачеха» и «Двухсотлетний человек»). Режиссер чрезвычайно деликатно подошел к литературному материалу, сценарий которого потрясающе точно и без искажений создал Стив Клоувз (под чутким руководством самой Джоан Ролинг). Кинокритики пишут: «Волшебный мир, созданный Ролинг, за который миллионы людей полюбили книгу, невероятно точно перенесен в картину, даже при ближайшем рассмотрении сложно найти что-либо недостающее для его целостности или, наоборот, лишнее». Как результат работы – совмещение в фильме свойственного американскому кинематографу технического размаха (спецэффектов) и английского консервативного духа. На создание фильма, кстати, потребовалось $130 млн. Но расходы с лихвой окупились, и не только финансово. Например, удачный выбор на главную роль 12-летнего Дэниела Редклиффа, победившего в конкурсе среди 40 тысяч других претендентов, создал прецедент в истории образования: дети, ранее не читавшие «Гарри Поттера», после фильма взялись не только за одноименную книгу, но и вообще за чтение. А во Франции сначала провальный проект расширения сети интернатов после выхода фильма неожиданно возымел успех, так как теперь многие дети захотели пожить так же, как герой книги и ее экранизации.

КИНО

Определены победители французской кинопремии «Сезар», аналога американского «Оскара».

«Сезар» является одной из самых значимых кинонаград в мире. В нынешнем году 27-я церемония награждения, проходящая в парижском театре Шатле, привлекла максимум внимания – на церемонии присутствовал даже премьер-министр страны, а по телевидению вручение «Сезаров» смотрело рекордное количество телезрителей – 185 миллионов человек. Претендентом на главную награду (еще один рекорд – 13 номинаций) был самый кассовый французский фильм «Амели» (представлен на лицензионном видеорынке Украины). Невероятно красочную, динамичную и добрую картину Жан-Пьера Жене только на родине посмотрело более 8,5 млн. человек. Недавно она получила 3 премии «Люмьер» (аналог «Золотого глобуса»), а в будущем, как утверждают многие кинокритики, может стать лауреатом «Оскара» как лучший иностранный фильм. А 2 марта киноакадемики Франции удостоили «Амели» четырех «Сезаров»: за лучший фильм 2001 года, режиссуру (Жене), музыку (Ян Тирсен) и работу художника (Алин Бонетто). Восторженный Жене, не получавший национальной премии уже двенадцать лет, со времен своей короткометражки «Бессмыслицы», долго благодарил собравшуюся публику, телезрителей и ведущую церемонии, звезду французского кино, трижды лауреатку «Сезара», Натали Бей.

Два других резонансных фильма Франции прошлого года – «Пианистка» Михаэля Ханеке и «Интим» Патриса Шеро (оба есть на лицензионном видео) – французские киноакадемики незаслуженно проигнорировали, отметив «Сезаром» лишь потрясающую роль Анни Жерардо (за роль второго плана матери в картине Ханеке). Лучшей же актрисой Франции стала Эмануэль Дево, сыгравшая в фильме Жака Одьяра «Читай по губам» (нет на видеорынке). Это явилось полной неожиданностью и для профессионалов, предсказывающих победу Изабель Юппер («Пианистка»), и для любителей, жаждущих отдать приз Одри Тоту («Амели»). «Читай по губам», кроме этого, удостоился еще двух «Сезаров»: за оригинальный сценарий (Жак Одьяр и Тонино Бонаквиста) и лучшее звуковое решение. Эта картина – своеобразный «ящик Пандоры»: фильм с секретом. Во-первых, потому, что начинается он как черная мелодрама, а продолжается как напряженный триллер. А во-вторых, как утверждают критики, не очень уж заметный в прокате Франции фильм «Читай по губам» «покажет себя» на предстоящем Каннском кинофестивале.

За лучшую главную мужскую роль «Сезара» удостоился известный актер, патриарх французского кинематографа Мишель Буке («Как я убил своего отца»). Хотя, опять-таки, критики Франции прочили премию другому актеру за фильм «Офицерская палата» (8 номинаций). В конце концов «…палата» получила лишь два приза: за мужскую роль второго плана (Андре Дюссолье) и операторскую работу (Тацуо Нагата). Лучшим фильмом-дебютом на 27-й церемонии награждения «Сезаров» названа совместная франко-бельгийско-словенская драма Даниса Тановича «Ничья земля» (присутствует на видеорынке), уже являющаяся лауреатом «Золотого глобуса» и Берлинского кинофестиваля. А лучшим зарубежным фильмом стал «Малхолланд Драйв» Девида Линча (ожидается на видеорынке в ближайшее время). Это лучшее достижение в «сезаровском» конкурсе американца Девида Линча за последние 20 лет: в 1982 году он был лауреатом за фильм «Человек-слон».

КНИГИ

Определены лауреаты III всеукраинской рейтинговой акции «Книга года-2001».

В этом году центр рейтинговых исследований «Элит-профи» уменьшил количество номинаций – с 15 до 7. Соответственно отбор стал жестче. Высшего приза рейтинговой акции «Книга года» не получил никто. Хотя претендентов было несколько: в категории «Свiт мистецтва» – «Философiя театру» Леся Курбаса («Основи»); в категории «Дитяче свято» – «Алiса в Країнi Чудес» Льюиса Керрола («А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»); в категории «Енциклопедiя» – «София-логос» С. С. Аверенцева («Дух i Лiтера»). Все они заняли три первых места соответственно в созданном на основе опроса посетителей столичных книжных рынков «Квадрат» и «Петровка» и профессионалов в книгоиздательстве Абсолютном рейтинге книг. Также каждая из книг стала лучшей в своей категории.

Безусловно, эти книги вызвали резонанс в обществе. Например, «Философiя театру» Курбаса заметно всколыхнула театральные круги столицы своей неоднозначностью. Некоторые считают, что «важен сам факта обнародования архивных материалов Курбаса, введение их в научный оборот, доступность для широких исследовательских кругов». А по мнению Сергея Васильева, члена жюри, заведующего отделом культуры газеты «Столичные новости», «эта книга написана не самим Курбасом, она является сборником материалов на основе его высказываний, требующих комментариев, которых в книге нет, из-за чего складывается неверное представленное о театре и авторе».

Книга «Алiса в Країнi чудес» получила только восторженные отзывы. Глава центра рейтинговых исследований «Элит-профи» Константин Родык утверждает, что издательство «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» не только не перестает удивлять читателей, но и превышает ожидания, свидетельством чему стала книга.

Труд философа, ученого и теолога С. С. Аверенцева – определенное событие, ведь его словарь имеет широкий культурологический контекст, охватывающий много тем: религию, литературу, поэзию, философию. Как отметил один из критиков, словарь является своеобразным «автопортретом автора». Заинтересованность этой книгой такова, что издательство «Дух i Лiтера» планирует издать ее в конце года на украинском языке.

Залишити відповідь