Сократить косты

Время, когда экономическая ситуация благоприятствовала бизнесу, а сохранение нормы прибыли на быстрорастущих рынках не требовало значительных усилий, однозначно в прошлом. И не стоит напоминать, что скептики предупреждали: подъем не вечен. Поэтому сегодня оптимизация и повышение эффективности бизнеса актуальны для всех компаний, которых кризис заставил «сбросить жирок». Практика показывает, что определенные статьи затрат у отечественных компаний явно завышены. Своим опытом относительно того, как организации расставить верные акценты при осуществлении программы оптимизации затрат, Оксана Комарницкая, финансовый директор «Хенкель» в Украине, поделится в материале «Затратные детали» (стр. 10).

Оптимизация затрат — понятие не новое (многие компании проводили ее и раньше), однако сегодня этот процесс должен выполнять несколько иные задачи. Следует предпринимать такие меры, которые обеспечат экономический эффект в течение ближайших месяцев, когда компании особенно остро нуждаются в поддержании ликвидности. О том, на какие затратные факторы необходимо обратить внимание в первую очередь, пойдет речь в материале «Вопрос жизни» (стр. 16). «Во всех, даже очень эффективных компаниях, всегда есть пути для оптимизации. Эти пути кажутся неочевид­ными, ведь руководители, годами занимающиеся своим бизнесом, привыкли к традиционным и устоявшимся приемам его ведения. В этом случае, чтобы обнаружить лишние затраты, нужен свежий взгляд на компанию, независимая оценка всех бизнес-процессов», — подводит итог Сергей Булат, менеджер Deloitte.

Борис Старинский, директор компании «ИНТАЛЕВ Украина», считает, что огромные резервы снижения затрат кроются во всех звеньях цепочки создания стоимости. Как финансовому директору с помощью логического анализа бизнес-процессов и желания выяснить суть проблемы и разработать правильные решения в условиях кризиса, читайте в материале «Волшебное «почему?» (стр. 28).

Не стоит увлекаться сиюминутной выгодой от спонтанного снижения затрат, поскольку это может крайне негативно сказаться на операционной деятельности компании и привести к стратегическим ошибкам. Передовые компании подчеркивают, что правильнее говорить не о сокращении, а о постоянном эффективном управлении затратами. Особенно хорошо себя зарекомендовали такие элементы системы управления затратами, как метод Сost-killing и инструмент планирования и контроля Zero based budgeting, оправдывающий себя в сложившейся ситуации, несмотря на трудоемкость в его использовании.

Рост стоимости заемного капитала также повышает затраты на обслуживание существующих обязательств компаний и привлечение дополнительного финансирования. Меняются стратегия и подходы банков к кредитованию, повышаются требования и процентные ставки. Финансирующие организации и заемщики стали внимательнее относиться друг к другу. Поэтому банкиры, кредитные аналитики рейтинговых агентств и фондов должны быть информированными. Следует уделять им больше внимания, чем раньше, и показать меры, которые компания предпринимает в условиях кризиса, а самое главное — как эти меры улучшают/улучшат прибыль и уменьшают активы. Тому, как грамотно построить долгосрочные отношения с кредиторами, посвящен материал «Укрепляем связь с кредиторами» (стр. 36).

Итак, сделав первые шаги по сокращению затрат в компании и получив кратковременный результат, топ-менеджеры могут посчитать все возможные меры исчерпанными. Это очередная «волчья яма», о которой не следует забывать. «Сокращение непроизводительных видов деятельности (даже путем краткосрочных потерь) позволит сконцентрировать высвобожденные ресурсы на тех из них, которые пользуются спросом и могут создать долгосрочное конкурентное преимущество на рынке», — резюмирует Андрей Косенюк, заместитель главного финансового директора и финансовый контролер группы «ТНК-ВР Коммерс».


&.Ф.

Залишити відповідь