Кризис-менеджмент
Время жестких решений
Nissan Motor, третий по величине автопроизводитель в мире, пытается устоять в условиях кризиса. Чтобы урезать операционные затраты, будут уволены 20 тыс. из 235 тыс. сотрудников, прежде всего в Японии, США и Европе. Во избежание закрытия заводов компания перейдет на четырехдневную рабочую неделю (по такому графику уже работает большинство североамериканских предприятий Nissan). Топ-менеджмент не получит бонусов за 2008 г., с марта урежут зарплаты директорам на 10%, менеджерам – на 5%. Все это позволит за короткий срок снизить затраты на рабочую силу в «дорогих» странах на 20% (или на $1,7 млрд.) и на столько же – план производства (787 тыс. авто). Экономия затронет и долгосрочные проекты: будет отложено совместное с Renault строительство двух заводов в Индии и Марокко. На чем концерн не будет экономить, так это на запуске новых моделей. Сконцентрироваться планируется на разработке электромобилей и выпуске малолитражек, рассчитанных на средний класс в развивающихся странах. Вплоть до 2012 г. Nissan обещает выводить на рынок в среднем 10 новых моделей ежегодно. Координировать все эти усилия поручено Колину Доджу – новому старшему директору по кризису.
«В последнее время дела компании идут все хуже, что опередило наши наихудшие опасения», – признается СЕО Nissan Карлос Гон. Чистые убытки автоконцерна в III квартале текущего финансового года составили $81 млн. По итогам ф. г., заканчивающегося 31 марта, компания ожидает получить $2,9 млрд. прибыли вместо прошлогодних $1,28 млрд. Такие неудовлетворительные результаты аналитики связывают с двумя факторами. Во-первых, с финансовым кризисом и его следствием – падением спроса на автомобили: с октября по декабрь сбыт компании снизился на 18,6%. По мнению Гона, в нынешнем году глобальный рынок упадет на 14% (до 55 млн. авто), поскольку западные страны выйдут на докризисный уровень потребления. Во-вторых, по зарубежной прибыли Nissan сильно ударила дорожающая иена, только за последний квартал укрепившаяся на 17% по отношению к доллару и на 18% – к евро. Со схожими проблемами столкнулись и другие японские автоконцерны: в минус по итогам финансового года должны уйти Toyota, Mazda, Mitsubishi, значительно упадет прибыль у Honda.
Финансовые падения
Позор швейцарской нации
UBS и Credit Suisse – два крупнейших банка Швейцарии – сообщили о рекордных убытках за всю корпоративную историю страны. Credit Suisse, второй по величине финансовый институт Швейцарии, по итогам года не досчитался 8,2 млрд. швейцарских франков (около €5,3 млрд.). Но это еще ничего по сравнению с результатами его главного конкурента. Потери UBS по итогам 2008 г. достигли 19,7 млрд. франков (€13,1 млрд.), из которых 8,1 млрд. пришлись на IV квартал. Размер убытков превзошел даже самые пессимистические прогнозы аналитиков. И это при том, что в октябре правительство ссудило банку более €3,9 млрд., и сам он, по словам официальных представителей, сократил больше расходов, чем его конкуренты. Напомним, что под давлением властей UBS осенью провел структурную реформу: снизил премиальные, сфокусировался на операциях внутри Швейцарии и бизнесе по работе с состоятельными клиентами, а также уволил почти 2 тыс. сотрудников инвестиционного подразделения. Всего по сравнению с октябрем 2007 г. штат банка сократился на 11 тыс. человек и на конец 2008 г. составил около 78 тыс. сотрудников. Расходы на персонал за год уменьшились почти вдвое. Однако даже столь масштабные меры не смогли компенсировать потери, связанные с ошибками менеджмента в сфере работы с рискованными инвестиционными активами. (До конца года в соответствующем подразделении сократят еще 1,5-2 тыс. человек.) В IV квартале клиенты продолжали выводить средства из UBS. Тогда с его счетов было снято 58 млрд. франков, и еще 28 млрд. – из фондов частных инвесторов.
Как заявил гендиректор UBS Марсель Ронер, уже в 2009 г. банк рассчитывает вернуться к прибыли. Он отметил, что UBS «удалось совершить ободряющий старт в новый год», в том числе благодаря притоку средств в подразделения по управлению активами и обслуживанию состоятельных клиентов. Однако такие оправдания не смогли погасить волну критики, обрушившуюся на банк со стороны правительства и общественности. Банк назвали «позором нации»: допущенные его руководством ошибки якобы дискредитировали всю банковскую систему страны, репутация которой была незыблемой на протяжении веков.
Перспективы
Информационные утраты
News Corp., третий по величине медиахолдинг в мире, принадлежащий американскому миллиардеру Руперту Мердоку, сообщил о самом большом чистом квартальном убытке в размере $6,4 млрд. Годом ранее прибыль холдинга равнялась $832 млн. Убытки вызваны прежде всего списаниями – за отчетный период они составили $8,4 млрд. В частности, было списано $3,6 млрд., большая часть которых пришлась на Dow Jones, приобретенную в 2007 г. за $5,6 млрд. Еще $4,6 млрд. пошло на покупку вещательных лицензий у Федеральной комиссии по связи и $185 млн. – на газетные активы, включая New York Post.
Финансовые результаты оказались хуже прогнозируемых на Уолл-стрит, так как влияние экономического спада усугубляется снижением объемов рекламы и низкими продажами компанией других продуктов, включая DVD. Оборот корпорации в октябре-декабре упал на 8,4% – до $7,87 млрд. Сам Мердок говорит, что нельзя быть полностью подготовленным к такому суровому экономическому спаду. Но News Corp. попытается улучшить результаты путем сокращения персонала и расходов там, где это уместно, поскольку ожидает дальнейшего снижения объема рекламы.
Реорганизация
Телетрансляция завершена
Pioneer полностью уходит с рынка плоскоэкранных телевизоров. По итогам финансового года, который завершится 31 марта, японская электротехническая корпорация ожидает рекордных убытков в размере 130 млрд. иен ($1,44 млрд.) и падения продаж на треть – до 560 млрд. иен. Подразделение домашней электроники, выпускающее плазменные телевизоры и DVD-проигрыватели, получит 52 млрд. иен убытка, что вдвое больше ранее озвученных прогнозов. До конца февраля компания закроет свой второй завод в Японии (первый остановился в 2008-м), а вскоре еще два – в Великобритании и США. Увольнению подвергнутся 6 тыс. штатных сотрудников (16% персонала) и 4 тыс. временных.
Компания Pioneer проработала на рынке телевизоров 25 лет, в 1991 г. перешла от выпуска телевизоров с лучевой трубкой исключительно на плазму. В 2004 г. Pioneer, на тот момент четвертый по величине производитель плазменных панелей, приобрел аналогичный бизнес конкурирующей NEC. Но выйти в лидеры ему так и не удалось, а его позиции окончательно подорвало падение спроса. По подсчетам DisplaySearch, в IV квартале 2008 г. Panasonic, Samsung, LG вместе занимали 90% глобального рынка плазменных телевизоров.
Свое будущее японцы видят в выпуске электроники для автомобилей. Однако за счет чего планируется выживать, работая в этом сегменте, сказать сложно. По итогам года здесь вместо ожидаемой ранее прибыли в 10 млрд. иен будет получено 12,5 млрд. иен убытков. Когда авторынок выйдет на докризисный уровень, неясно.
Между тем другие производители электроники и бытовой техники также на грани. Из-за падения спроса и укрепления курса иены серьезные потери понесут Hitachi, Panasonic, Sony, NEC, Sharp, LG, Samsung и др. В частности, мировой лидер Panasonic в ожидании 300 млрд. иен годового убытка готовится закрыть 27 заводов и уволить 15 тыс. персонала.
Финансовые взлеты
Польза сбалансированного питания
Groupe Danone, крупнейший в мире производитель йогуртов, вполне успешно переживает нынешний экономический спад. Несмотря на некоторое замедление в IV квартале, по итогам 2008 г. продажи французской группы выросли на 19,1% (до €15,2 млрд.), чистая прибыль – на 10,8% (до €1,31 млрд.). Одной из причин положительной динамики эксперты называют сбалансированный продуктовый портфель. Напомним, что в июле 2007 г. Danone продала бизнес по производству печенья Kraft Foods, а затем поглотила датского производителя детского питания Royal Numico. Таким образом компания решила сфокусироваться на «здоровых» продуктах, и последние финансовые результаты доказали правильность выбранной стратегии. В 2008 г. рост наблюдался практически по всем продуктовым категориям. Продажи детского питания без учета колебания валютных курсов почти утроились (до €2,8 млрд.), медицинского питания – увеличились в семь раз (до €854 млн.). Подразделение молочной продукции, на которое приходится 57% оборота Danone, обеспечило 7,7%-й рост. Причем здесь компания сделала ставку на наращивание продаж таких уже существующих брендов, как Activia, и повременить с запуском новых. Спад в 19% (до €2,87 млрд.) зафиксировало лишь подразделение бутилированных вод (бренд Evian), поскольку западные потребители предпочитали экономить и использовать для приготовления пищи водопроводную воду.
В географическом плане рост бизнеса наблюдался практически во всех регионах, включая Европу, которая обеспечивает компании порядка 60% оборота. Исключение составили США и Китай, где потребители наиболее активно экономили на продуктах питания. Акции компании за 2008 г. подешевели на 8,3% (+7,5% у Nestle, -11% у Unilever).
На будущий год Danone ожидает роста оборота без учета колебания валютных курсов на уровне 8-10%. «Схема расходов для потребителей из развитых и развивающихся стран будет примерно такой же, как и в 2008-м. Мы не ожидаем никаких значительных прорывов или спадов», – заявляют в компании.