кризис-менеджмент
Экономияна грани фола
Ryanair, крупнейшая авиакомпания-дискаунтер Европы, вводит режим жесткой экономии. III финансовый квартал она закончила с убытками в €118,8 млн. (на фоне €47,2 млн. прибыли годом ранее). Всего по итогам финансового года ирландцы рассчитывают заработать €50-80 млн. Не густо, учитывая, что им необходимы средства на реализацию озвученного в 2008 г. плана по закупке 400 новых лайнеров Boeing и Airbus.
Бизнес-модель Ryanair выглядит следующим образом: около 80% дохода приносит продажа авиабилетов и 20% – предоставление дополнительных услуг. Дешевизна билетов обеспечивается за счет того, что на борту не предоставляют питание, самолет минимум времени находится на земле, используются некрупные аэропорты, удаленные от городов. Поскольку еще больше удешевлять билеты сегодня едва ли представляется возможным, компания стремится повысить рентабельность другим путем. Она уже ограничила до 10 кг вес багажного места пассажира, установив плату в €40 за все, что выходит за эти рамки. В феврале начали предлагаться услуги мобильной связи на борту. Одновременно была уволена часть пилотов и закрыты принадлежащие компании регистрационные стойки. Теперь планируется ввести оплату за некоторые другие услуги, включая просмотр фильмов и даже пользование туалетами на борту. По словам владельца и СЕО дискаунтера Майкла О’Лири, уже в ближайшее время двери авиационных клозетов будут оборудованы монетоприемниками. «Не думаю, что кто-то садится в наши самолеты, не имея в кармане хотя бы один фунт стерлингов», – отмечает топ-менеджер.
Однако отраслевые эксперты посчитали, что такая инициатива может дорого стоить компании. Причем как в прямом смысле (необходимо переоборудовать двери туалетов), так и в переносном (пассажиры перестанут покупать напитки на борту или вообще откажутся от услуг перевозчика во избежание казусных ситуаций).
оценивание
Репутация превыше всего
Журнал FОRTUNE опубликовал рейтинг мировых компаний, достойных восхищения. По словам скептиков, само по себе такого рода исследование в теперешних экономических условиях неуместно. Составители рейтинга иного мнения. По их словам, любая компания, которая способна сохранить доброе имя во время сильнейшего экономического спада и массовых банкротств, заслуживает большего восхищения, чем когда бы то ни было. Когда спрос на рынке сокращается, а доверие к бизнесу падает (в ходе опроса, проведенного PR-агентством Edelman, об этом заявили 62% респондентов из 20 стран), репутация становится особо ценным активом.
Победителей нынешнего рейтинга отличает ряд особенностей. Во-первых, сильная и неизменная стратегия. Компании, которые в условиях рецессии меняют генеральную линию поведения, вынуждены трансформировать и организационную структуру, что сегодня может оказаться чересчур затратным. Так, Southwest Airlines (7-8 место) придерживается единой стратегии вот уже 38 лет. «До сих пор в нашем флоте только Boeing 737. До сих пор мы совершаем только внутренние рейсы. До сих пор мы предоставляем единый класс услуг», – заверяет СЕО авиакомпании Гари Келли.
Во-вторых, достойные восхищения компании сейчас более агрессивно, чем остальные, проводят политику международной экспансии. Например, Coca-Cola (12 место) наращивает маркетинговую активность. «Кризисы предлагают вам наилучшие возможности для общения с потребителями, поскольку коммуникационные каналы не засорены», – считает CEO корпорации Мухтар Кент.
В-третьих, для наиболее выдающихся компаний сотрудники – превыше всего. Хотя многим из рейтинга пришлось провести сокращения, однако прибегли они к этому только в крайнем случае. Southwest никогда не проводила увольнений. FedEx (7-8 место) урезала зарплаты в размере, прямо пропорциональном уровню занимаемой должности. «На низшем руководящем уровне это порядка 15-20%, на моем уровне – 90%», – отмечает глава компании Фрэд Смит.
Наконец, большинство компаний рейтинга возглавляют корпоративные ветераны. Например, имидж инвесткомпании Berkshire Hathaway (2 место) неотделим от ее основателя Уоррена Баффета. Поэтому нынешний период может оказаться критичным для Apple (1 место), чей СЕО и соучредитель как минимум на полгода отошел от управления компанией по состоянию здоровья.
власть и бизнес
Месяц просветления
VDA, ассоциация автопроизводителей Германии, по итогам I квартала 2008 г. ожидает роста продаж автомобилей. В феврале в стране было зарегистрировано 278 тыс. новых машин, что на 21% больше, чем годом ранее. (В США аналогичный показатель, по данным Autodata, снизился на 41% – до 688 тыс. единиц.) При этом заказы на новые транспортные средства за месяц подскочили максимально за последнее десятилетие – на 63% после январского падения на 13%.
Причиной столь неожиданной динамики стала так называемая премия за утилизацию. В рамках общего €50-миллиардного плана по стимулированию экономики правительство с января начало выделять по €2,5 тыс. за утилизацию старого автомобиля (возраст – не менее девяти лет, в собственности – не менее года) и покупку нового. Схема рассчитана на замену 600 тыс. авто, причем участие в ней уже приняли 157 тыс. человек.
Наибольшим спросом пользуются небольшие, экономичные машины. В такой ситуации итальянский концерн Fiat и французский Renault приостановили увольнения на заводах, экспортирующих машины в Германию. Немецкий Volkswagen выпустил дополнительно 40 тыс. единиц компактной модели Polo, которая вот-вот должна смениться новой версией. Обычно при смене моделей спрос на старую версию падает почти до нуля. В то же время руководство немецких концернов Daimler и BMW, выпускающих премиальные автомобили, выступает против этой программы. По их мнению, она поддерживает иностранных производителей автомобилей массового сегмента и подрывает конкуренцию.
финансовые падения
Черная дыра
American International Group (AIG) сообщила о крупнейшем квартальном убытке в корпоративной истории США – $61,7 млрд. по итогам октября-декабря. Это более чем в 11 раз превышает потери за аналогичный период 2007 г., составившие $5,29 млрд. До этого рекордный убыток понес медиаконцерн AOL Time Warner в IV квартале 2002 г. – $44,9 млрд. За весь 2008 г. американская страховая компания потеряла $99,3 млрд., хотя годом ранее заработала $6,2 млрд. «Это просто невероятное ухудшение за короткий срок, – отмечают исследователи Gradient Analytics. – Такое впечатление, будто они играют в игру под названием «Сможем ли мы еще больше уйти в минус». Но вы же видите, к чему это приводит: каждый квартал им требуется все новая помощь от правительства».
Действительно, с сентября AIG уже получила кредитов на $150 млрд. За это страховая группа обязалась избавиться от ряда активов. Условие так и не было выполнено, поскольку усилившийся кредитный кризис отпугнул потенциальных покупателей. В январе удалось продать лишь канадское страховое подразделение, да и то за символические $308 млн. Теперь правительству вновь пришлось идти на уступки. По заявлению минфина, цена бездействия была бы чрезвычайно высока. На 30 сентября AIG гарантировала банковские деривативы на $300 млрд., к тому же она страхует 100 тыс. компаний, муниципалитетов и пенсионных планов, затрагивающих 100 млн. американцев.
В такой ситуации Федеральная резервная система согласилась предоставить компании еще $30 млрд. в виде вливаний в капитал и снижения ставок по некоторым кредитам. В обмен группе придется провести реорганизацию. Прежде всего продать авиализинговое подразделение, а также несколько глобальных страховых подразделений. Затем создать два траста, в которые будут переданы зарубежные подразделения по страхованию жизни: азиатское American International Assurance и American Life Insurance (работает в 50 странах). В каждом из трастов правительство получит привилегированные акции. Наконец, объединить операции по страхованию имущества в новое подразделение с новым названием и менеджментом. Около 20% его акций должны быть проданы инвесторам.
«Я публично пообещал, что мы полностью выплатим все, что должны американским налогоплательщикам», – отметил глава AIG Эдвард Лидди. Похоже, он остался неуслышанным. 2 марта из-за увеличения проблем страховщика индекс Dow Jones впервые с 1997 г. упал ниже отметки в 7 тыс. пунктов.
реорганизация
Японское отступление
Sony Corp. по итогам финансового года, заканчивающегося 31 марта, ожидает получить рекордные для себя $2,7 млрд. убытков. Причем, по мнению аналитиков Macquarie Securities, вернуться к прибыльности японский производитель сможет не ранее 2011 г.
Кризис охватил всю отрасль электроники. Например, впервые с момента появления LCD-телевизоров их продажи в США в IV квартале прошлого года упали на 2% – до 8,7 млн. штук. И это несмотря на значительное снижение цен всеми производителями.
Sony сейчас приходится особенно туго. Значительно укрепившийся курс иены съедает часть доходов от зарубежных операций. Еще одной проблемой стало превращение корейцев в производителей профессиональной электроники. Конкурирующие Samsung и LG в последние годы улучшили технику и дизайн. В то же время японцы перестали быть уникальными разработчиками качественных и недорогих товаров, и имидж Sony как культового японского производителя заметно поблек.
Председатель правления корпорации Говард Стрингер (с 1 апреля также займет пост СЕО) видит спасение в более тесных связях между функциональными подразделениями. Начиная с нового финансового года, Sony будет состоять из двух подразделений: сетевой электроники и услуг, а также потребительской электроники. Первое займется игровыми приставками PlayStation, ноутбуками Vaio и плеерами Walkman. Второе – проигрывателями blu-ray, телевизорами Bravia, видеокамерами и музыкальными центрами. Более эффективным и гибким должен стать и менеджмент. Для этого Стрингер сократил количество своих непосредственных подчиненных с 12 до двух. В будущем финансовом году также планируется на 30% сократить объем инвестиций и на $900 млн. – расходы. Будут отложены планы расширения производства телевизоров в США и Европе, закроются пять из 57 заводов по всему миру. До 31 марта 2010 г. уволят 8 тыс. из 185 тыс. сотрудников.