В фокусе

надежды


Весна не случится
Металлургические компании с нетерпением ожидали нового сезона, который вместе с оттепелью обычно приносил и повышенный спрос на стальную продукцию. Однако в марте на мировых металлорынках наблюдается очередное снижение цен по причине недостаточного спроса. Украинским поставщикам пришлось согласиться на понижение цен, в частности, заготовка подешевела до $290-330/т (FOB), сляб – до $310-320/т. По данным ГП Госвнешинформ, в апреле ожидается дальнейшее удешевление полуфабрикатов до уровня декабря 2008 г. – до $290-300/т, цена проката также снизится на $10-30/т (FOB).


Поскольку текущая конъюнктура рынков не располагает к оптимизму, а надежных контрактов в портфеле отечественных металлургов практически нет, выпуск металлопродукции нарастить не получится. В апреле будет произведено всего 2,43 млн. т стали и 2,23 млн. т проката (что более чем на 60% меньше, нежели в апреле 2007 г.). «Цены на продукцию также не порадуют металлургов. Несмотря на незначительные скачки цен, которые наблюдаются в периоды сезонного оживления спроса, их уровень будет далек от значений первой половины 2008 г. А по итогам года метпроизводители не досчитаются примерно половины валютных поступлений от экспорта (по сравнению с прошлогодним показателем)», – отмечает замруководителя департамента по вопросам металлургического комплекса Госвнешинформа Вячеслав Попов. По его словам, стабилизации на рынках металла до IV квартала нынешнего года не случится.


ожидания


Восстановления придется подождать
Похоже, политики потеряли надежду на то, что перелом в кризисе для всей Европы наступит в 2009 г., они все больше склоны считать, что процесс восстановления экономики начнется не ранее 2010-го. Это стало лейтмотивом встречи министров финансов стран ЕС, которая прошла 9-10 марта в Брюсселе.


Не далее как в январе Еврокомиссия прогнозировала сокращение ВВП в еврозоне на 1,9%. С того времени риски еще более возросли: процесс кредитования до сих пор толком не восстановился, а положение дел в реальной экономике ухудшилось, подталкиваемое падением спроса на внешних рынках. «Налицо глубокая рецессия, глубже, чем в начале 1990-х», – резюмировал министр финансов Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Более того, директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан указал на появление новой фазы кризиса, которая «массированно бьет по развивающимся странам, чего не отмечалось в последние месяцы». Причиной тому стало сокращение мировой торговли, а это затрудняет переток капитала, в частности, в Центральную и Восточную Европу. «Кризис в этом регионе усиливается день ото дня, и коллапс здесь будет иметь страшные последствия для Запада», – подчеркивает Ж.-К. Стросс-Кан. Он призывает если не помогать странам данного региона (в начале марта ЕС отклонил такое предложение), то хотя бы не выводить отсюда капитал. Есть и позитив: несмотря на впечатляющий спад производства, банковский сектор в Центральной и Восточной Европе пока более устойчив, чем предсказывали наиболее пессимистичные аналитики.


Представители МВФ пытаются убедить Брюссель, что сейчас не лучшее время для протекционизма и экономии. «Все ищут решения лишь для своих национальных экономик, но для глобального кризиса национальных решений быть не может», – заявил Ж.-К. Стросс-Кан. В начале марта представители Евросоюза проголосовали за увеличение объема целевых фондов МВФ с $250 до 500 млрд. Однако они дали понять: с внедрением новых мер по стимулированию экономики торопиться не будут.


экспансия


Китайцы осваивают Австралию
Низкий спрос на металлопродукцию стал причиной сокращения мировых объемов производства стали. Поставщики сырья пошли на вынужденное снижение цен. В начале марта австралийское бюро Abrare сообщило о падении цен на железную руду в 2009 г. на 22%. И это не предел – металлургические компании из Китая добиваются двукратного снижения стоимости сырья. В предыдущие годы цены на руду росли непрерывно, а переговоры между ведущими поставщиками (Vale, Rio Tinto, BHP Billiton) и крупнейшими покупателями – китайскими меткомпаниями – ежегодно превращались в ожесточенный торг, за которым наблюдали все сталелитейщики, поскольку на основе стоимости руды для китайских металлургов рассчитываются цены во всем мире.


Неуступчивость сырьевых гигантов склонила китайских метпроизводителей к экспансии на австралийские месторождения. Взамен поставок сырья по приемлемым ценам китайцы финансировали проекты «юниоров» – средних и мелких добывающих компаний. Эти схемы сотрудничества то и дело саботировались Rio Tinto и BHP Billiton, которым принадлежат две железные дороги, связывающие месторождения региона с портами. Поэтому металлурги из КНР вплотную занялись и инфраструктурными проектами в Австралии. Китайцы предпринимали попытки приобрести железорудные активы на Зеленом континенте. Тогда эти компании стоили баснословно дорого (36% акций Fortescue Minerals в начале 2008 г. оценивались в $26 млрд.), да и их собственники не желали с ними расставаться, рассчитывая на рост рынка.


Цифры
$1 трлн. экономического стимула получит мировое сообщество, в случае если цена за баррель нефти до конца текущего года не превысит $40. Так считает глава Международного энергетического агентства Нобуо Танака.


$2,2 млрд. выделит Китай на развитие экологической программы в Тибете. По данным Reuters, программа по созданию в Тибетском нагорье государственных экологических коридоров рассчитана до 2030 г.


До $30,27 млрд. готовы увеличить власти Японии размер финансовой помощи предприятиям страны. Ранее эта сумма составляла $10,09 млрд.


€40 млн. прибыли получил в 2008 г. Eurotunnel, франко-британский оператор транспортного туннеля под проливом Ла-Манш. Впервые будут выплачены дивиденды – €0,04 на акцию.


На 1,6% впервые за шесть лет в феврале снизились потребительские цены в Китае. Дефляция свидетельствует о резком сокращении внутреннего потребления и замедлении темпов роста экономики страны.


$650 млн. дохода получит в 2010 г. Международный валютный фонд, во многом за счет кредитов, предоставленных странам Восточной Европы для борьбы с глобальным финансовым кризисом. Еще два года назад МВФ прогнозировал потери в $360 млн. в 2010 г.


70% всего гостиничного резервирования в ЕС приходится на пять стран. Самой популярной у туристов традиционно является Испания. За ней следуют Италия, Германия, Франция и Великобритания.


$21 млн. составила суммарная зарплата исполнительного директора IBM Сэмюэля Пальмизано в 2008 г. При этом чистая прибыль компании составила $12,3 млрд., что на 18% выше показателей 2007 г.


На $200 млн.


($13,6 млрд. против
$13,4 млрд.) обогнал по выручке в 2008 г. британский коммуникационный холдинг WPP прежнего мирового лидера – американский Omnicom. Но по чистой прибыли лидером по-прежнему остается Omnicom ($1 млрд. против $804 млн.).


оптимизм


Свободное время для издателей
Оптимистично настроенные потребители постсоветского пространства считают, что в наступившем кризисе есть как минимум одно преимущество – стало больше свободного времени. Тратится ли оно на чтение художественной литературы и каковы перспективы издателей в целом, по крайней мере, на территории России, постарался выяснить исследовательский холдинг Ромир. Проведя всероссийский онлайн-опрос, компания определила, что пользователи Интернета в большинстве своем – люди читающие. Анализ источников приобретения книг показал, что 56% интернет-пользователей на протяжении прошедших трех месяцев прибегали к скачиванию интересующих их произведений в Сети. 49% опрошенных покупают книги в обычных книжных магазинах. Чаще всего так поступают жители крупных городов, а также категория респондентов с высоким уровнем дохода в возрасте от 35 до 44 лет. 35% опрошенных пользуются собственной домашней библиотекой, 15% – приобретают «бумажные» книги в интернет-магазинах, а 10% – пользуются книгами публичных библиотек.


Среди респондентов есть и те, кто за последние три месяца не прочитал ни одной книги, – таких 16%. Так, среди рабочих не читают художественной литературы 28%, студентов – 26%, а среди безработных – 25%. Не удивителен также и результат, согласно которому руководители и квалифицированные специалисты читают больше всех остальных категорий. По количеству прочтенных книг аудитория распределилась следующим образом: 52% за исследуемый период прочли от одной до трех книг, 18% – от четырех до шести, а 7% – от семи до десяти.


разочарования


Средство от беспокойного соседа
Международное рейтинговое агентство S&P ожидает падения ВВП Украины в 2009 г. на уровне 12%. Об этом заявил ведущий аналитик по суверенным кредитным рейтингам по России, Казахстану и Украине Фрэнк Гилл.


В конце февраля S&P снизило суверенный рейтинг Украины до уровня «CCC+», акцентировав возможные риски невыполнения условий соглашения между Украиной и МВФ. Это был самый низкий рейтинг среди европейских стран, и агентство пока что не собирается его пересматривать. «Непонятно, насколько серьезным является стремление украинской стороны исполнять программу МВФ. Долг правительства низкий, хотя быстро растет. Однако готовность Украины погашать его остается под вопросом», – отметил Ф. Гилл. Тем более что, по словам эксперта, в 2009 г. обесценившаяся на 40% относительно доллара украинская валюта продолжит свое падение. Ревальвация ухудшит качество активов украинских банков, а значит правительство Украины в очередной раз наберется долгов для рекапитализации банков, соответственно государственный долг страны увеличится.


Очевидно, пессимизм S&P близок и европейским властям, которые опасаются коллапса украинской экономики. Поэтому на заседании Еврокомиссии в середине марта будет рассматриваться вопрос о выделении нашей стране дополнительных €600 млн.


позитив


Экономичная торговля ’09
Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, в 2009 г. торговля на большинстве рынков все же будет демонстрировать положительную динамику. Согласно прогнозу на текущий год, составленному Planet Retail, происходить это будет из-за инфляционных изменений и того, что людям все равно придется покупать товары первой необходимости. Без изменений в 2009 г. останется разве что динамика роста экономики Индии и Китая, остальные же страны будут страдать от снижения уверенности потребителей, а значит, и их расходов.


В свете этого торговые компании, у которых есть возможность выходить на развивающиеся рынки, станут направлять свои инвестиции именно туда. Таким образом, им частично удастся компенсировать слабую экономику «домашних» рынков. Однако свободные средства на вложения в развивающиеся рынки могут остаться далеко не у всех его операторов. Дело в том, что средств могут потребовать ценовые войны за сохранение рыночной доли на все тех же «домашних» рынках.


Из-за фокуса внимания потребителей на цене в текущем году дискаунтеры будут особенно популярны. Вырастут также продажи собственных торговых марок сетей. Результаты современных каналов дистрибуции продуктов питания (MGD) в 2009 г. продемонстрируют лучшие результаты, нежели торговля в целом. Тяжелый год предстоит для специализированных сетей ЕЕО (электроника, развлечения, офис). Перспективой для торговцев данного формата будет поиск возможностей стать менее специализированными и добавить себе больше черт развлекательных магазинов. Те, кому удастся выжить, по мнению представителей Planet Retail, в будущем получат большие преимущества от работы на рынке, где останется минимум конкурентов.


Успеха в сложившейся экономической ситуации могут добиться и QSR (рестораны быстрого обслуживания). Но зависит это от того, как быстро они переориентируются на экономичные меню, которые, в свою очередь, не только создают поток в ресторанах быстрого питания, но и негативно отражаются на их марже. Изменения в меню будут происходить не только для того, чтобы соответствовать ценовым ожиданиям потребителей, но и для расширения целевой аудитории. Так, в предложениях ресторанов могут появиться новые продукты. Что касается ресторанных операторов, то их внимание будет уделено в основном высоко маржинальным секторам, таким, к примеру, как кофе, завтраки и проч. Переход большинства потребителей на питание дома принесет дополнительные преимущества также сегменту доставки еды.


поддержка


Стимулирование ростом потребления
По данным CSM Worldwide Inc., в 2009 г. объем продаж автомобилей по всему миру достигнет 55 млн., что на 10% меньше, чем в 2008 г. Некоторого улучшения стоит ожидать не ранее 2010 г. В связи с этим производители и правительства стран, для экономики которых важна стабильность автоиндустрии, предпринимают ряд антикризисных мер.


Руководство стран ЕС предпочитает стимулировать покупательский спрос на новые авто. Наибольший эффект в борьбе с кризисом продемонстрировала Германия. В этой стране компенсация за утилизацию старого автомобиля составляет €2,5 тыс. и предоставляется покупателю нового авто, если старое было сдано в утиль. В результате в феврале текущего года по сравнению с аналогичным месяцем 2008-го продажи новых легковых автомобилей в Германии увеличились на 21,5% (в январе 2009 г. немецкий авторынок демонстрировал падение на 14%).


На меры по поддержке автопрома пошли и власти России. Наряду с повышением таможенных пошлин на подержанные иномарки здесь будет действовать еще один элемент госсподдержки – субсидии банкам на удешевление автокредитов для населения. Правда, стимул к продажам получат только те, кто выпускает недорогие автомобили – ВАЗы и иностранные марки, собираемые в России.


Производители также сами прилагают усилия, чтобы выжить. Непримиримые конкуренты Daimler и BMW договорились о совместных закупках запчастей к своим автомобилям, что позволит им сэкономить несколько сотен миллионов евро. Помимо этого, концерны купят друг у друга по 7% акций.


К сокращению объемов производства прибегнет Nissan – в апреле-сентябре он сократит выпуск авто на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


В нынешнем году сэкономит на фонде оплаты труда Volkswagen, который сократит 16,5 тыс. временных рабочих по всему миру. Вместе с тем размах сокращений персонала и консервации производственных мощностей в Европе может достичь невиданных масштабов. По данным Automotive News Europe, в ближайшие три года могут закрыться 16 европейских заводов, расположенных в странах с дорогой рабочей силой.


Борется с кризисом и Opel. Недавно он объявил о планах по сокращению 7,6 тыс. рабочих мест на трех заводах в Германии. Причина – дефицит наличных средств. Этого можно избежать, если правительство Германии согласится оказать компании помощь в размере €3,3 млрд. Взамен на денежную помощь нынешний хозяин Opel – концерн GM – продаст от 25 до 50% акций немецкого производителя внешним инвесторам. Производители из Поднебесной, судя по всему, переживают кризис без особых потерь. Так, Geely Automobile Holdings в марте может подать заявку на покупку Volvo, которая пока принадлежит Ford. &kubik

Залишити відповідь