Merck & Co., американская фармацевтическая компания, в разгар кризиса объявила о приобретении своего конкурента Schering-Plough за $41,1 млрд. Объединенная структура с оборотом в $50 млрд. станет одним из лидеров рынка. Благодаря синергии она сможет экономить $3,5 млрд. ежегодно вплоть до 2012 г. Но важнее в данной ситуации то, что компания удвоит (до 18) количество препаратов, находящихся на финальной стадии разработки. Их потенциальные продажи могут достичь $6 млрд. в год.
Ни разу за свою 122-летнюю историю компания Merck не участвовала в столь крупных сделках. Сегодня это скорее необходимость, поскольку сохранять маржу на фармацевтическом рынке становится все тяжелее. Из-за перенасыщения рынка снижается продуктивность R&D, и производители с ужасом ожидают потерь, связанных с будущим истечением срока патентов на свои популярные лекарства. Например, патент на Сингуляр – препарат для лечения астмы, который в 2008 г. принес Merck $4 млрд. (18% совокупных продаж), – истекает в 2012 г. С этого времени на рынке появится целый ряд генериков – не менее действенных, но более дешевых аналогов. Всего в ближайшие пять лет американская корпорация потеряет патенты на десять лекарств, приносящих ей сейчас $8 млрд. выручки.
В такой ситуации возможности органического роста сужаются, заставляя игроков прибегать к поглощениям. К примеру, в январе крупнейшая в мире фармацевтическая группа, американская Pfizer поглотила конкурирующую Wyeth за $68 млрд. В марте швейцарская Roche договорилась о выкупе оставшихся 44% американской биотехнологической компании Genentech за $46,8 млрд.