КОНЦЕРТЫ В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 21 декабря состоится концерт «Норвежская музыка в Украине», в котором будут звучать произведения Эдварда Грига. Сочинения этого композитора, пожалуй, принадлежат к числу наиболее популярных среди широких кругов любителей классики. Причина – в удивительном лирическом обаянии музыки Э. Грига, «общительности» его музыкального языка и вместе с тем в глубоком своеобразии мелодики, гармонии композитора, которые исходят из особенностей норвежского фольклора. Основоположник национальной музыкальной классики своей родины, Э. Григ сыграл в истории культуры Норвегии такую же роль, как Н. Лысенко в Украине, М. Глинка – в России, Ф. Шопен – в Польше. Григ учился в Лейпциге и во многом унаследовал традиции немецкого романтизма (в частности Р. Шумана и Ф. Мендельсона), но при этом он сумел найти свой неповторимый индивидуальный композиторский почерк, соединив достижения европейского романтического искусства с особенностями национального музыкального мышления. Композитору не свойственны бурные драматические коллизии, острые конфликты, широкие эпические полотна. Его сфера образности – лирика, образы природы, хрупкий, изысканный сказочно-фантастический мир. Феномен удивительной притягательности сочинений Э. Грига его современник, гениальный российский композитор П. Чайковский, определил так: «…в его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик». Программу ближайшего филармонического вечера открывает одно из популярнейших сочинений композитора – Концерт ля минор для фортепиано с оркестром (солистка – лауреат международных конкурсов Мария Чорна). Созданный автором в юношеские годы, он неизменно покоряет виртуозным размахом, праздничностью и блеском, властно «захватывая» внимание слушателей с первых же тактов бурного, стремительного, как лавина, вступления. Во втором отделении прозвучит литературно-музыкальная композиция «Пер Гюнт», в основу которой положена музыка Э. Грига к одноименной драме его знаменитого соотечественника Г. Ибсена (автор концепции и режиссер-постановщик – народный артист Украины, профессор Владимир Лукашев). Музыка к этой драме – одно из самых значительных сочинений Эдварда Грига. В ней ярко воплотились главные особенности оркестрового стиля композитора: лаконичность, изящество формы, красочность музыкального языка, филигранная тонкость оркестровки. Не стремясь воплотить в звуках философию и сатиру ибсеновского произведения, Григ блестяще отразил иные стороны, присутствующие в контексте драматургического сочинения, – глубокий лиризм, яркие жанрово-бытовые и фантастические образы, то, что было созвучно его таланту. В роли Пера Гюнта выступит народный артист Украины, актер театра им. И. Франко Владимир Нечипоренко, Сольвейг – заслуженная артистка Украины, солистка Национальной оперы Ирина Семененко. В концерте принимает участие симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры. |
КОНЦЕРТЫ В Национальной филармонии Украины 22 декабря состоится концерт лауреатов IV Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица. Конкурс, проходивший в Киеве весной этого года и ставший украшением столичной музыкальной жизни, открыл целую плеяду молодых талантливых исполнителей. И накануне новогодних праздников дирекция конкурса предлагает киевским меломанам встречу с полюбившимися юными пианистами: россиянами Александром Пироженко и Эдуардом Кунцем, разделившими вторую премию, и лауреатом третьей премии Павлом Елецким (Беларусь). Тот, кому довелось присутствовать на конкурсных прослушиваниях и заключительных концертах, согласится, что именно эти ребята были безусловными фаворитами у публики. Открывает программу концерта 22-летний студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова Александр Пироженко. В программе выступления – «Хорал и вариации» французского композитора А. Дютийе, «Пьесы-фантазии» С. Рахманинова («Элегия», «Прелюдия», «Мелодия», «Полишинель», «Серенада») и «Триана» испанца И. Альбениса. Соотечественник Александра Пироженко Эдуард Кунц выступит с редко звучащей в наших концертных залах Сюитой для фортепиано Б. Бартока и великолепным по своей красочности и сложнейшим (в исполнительском плане) циклом М. Равеля «Ночной Гаспар». Павел Елецкий подготовил Балладу фа минор Шопена, «Вариации» П. Чайковского и Сонату №7 С. Прокофьева. |
ВЫСТАВКИ «Новогодний калейдоскоп» – так называется выставка, которая открывается 22 декабря в художественной галерее «НЕФ» Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Традиционной для этой галереи новогодней выставке предшествует веселый вернисаж, далекий от каких-либо академических канонов и протокольности. По словам руководителя галереи Марии Трошиной, сотрудники готовят целую программу, дабы подарить гостям ощущение приближающихся праздников. Кроме новогодней елки с Дедом Морозом, будут разыгрываться подарки, готовится масса иных веселых сюрпризов и забав. Словом, разрабатывается специальный сценарий, детали которого пока держатся в секрете. Подготовка собственно экспозиции тоже подчинена духу наступающих праздников. Более двадцати киевских художников специально для «Новогоднего калейдоскопа» готовят целую серию новых работ. Среди них много известных мастеров – таких как Юрий Никитин, Михаил Жуков, Елена и Анатолий Павленко, Гаянэ Атаян, Татьяна Чеброва. Участвует и талантливая молодежь, и даже студенты художественных вузов. Критерий отбора работ единственный – одаренность авторов. Поскольку приближающийся 2002 год согласно восточному гороскопу будет проходить под знаком Лошади, лейтмотивом одного из разделов экспозиции станет именно эта «хозяйка года», «вплетенная» некоторыми из художников в контекст своих полотен. Выставка «Новогодний калейдоскоп» продлится до 15 января. Адрес галереи «НЕФ»: г. Киев, ул. И. Мазепы (бывшая Январского восстания), 21, корпус 20. |
ВЫСТАВКИ Художественная галерея «Одекс Плюс» совместно с Всеукраинским фондом воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара представляет выставку графики Нины Максимовой «Лирическая линия». Более тридцати новых работ киевской художницы Нины Максимовой, выполненных тушью и акварелью, образуют два стилистических пласта экспозиции. Первый, «настроенческий», запечатлел преимущественно изысканные, хрупкие, подчас несколько меланхоличные женские силуэты, воссоздающие различные эмоциональные состояния. Лаконичные, даже аскетичные по технике исполнения (преимущественно черная тушь), они тем не менее достаточно весомы по смысловой наполненности, а временами – образной обобщенности. Прорисованы же столь легко и виртуозно, что рождают ощущение сиюминутности (в хорошем смысле этого слова), импровизационности художественного процесса. Второй раздел – цикл акварелей «Времена года» – в эмоциональном плане является как бы продолжением серии рисунков: в нем та же деликатность, «ненавязчивость» письма, выразительная лиричность образов. Выставка «Лирическая линия» продлится до 30 декабря. Адрес галереи «Одекс Плюс»: г. Киев, ул. И. Мазепы, 21, корпус 20, второй этаж. |
ВЫСТАВКИ 21 декабря в помещении галереи «Родовiд» ТМ «Якубовски» презентует выставку «100 шедевров украинской иконописи». На выставке будет представлено более 100 икон XVIII-XIX веков из семейной коллекции Якубовских. Среди экспонатов – как церковные иконы известных живописцев, так и домашние образа работы сельских «богомазов». Однако во всех работах, по мнению владельца коллекции Олега Якубовского, чувствуется дух эпохи и трепетное отношение авторов к вере, чего лишены многие современные иконы. В рамках выставки состоится также презентация работ ТМ «Якубовски», приуроченных к 2000-летию возникновения христианства. Большинство из них представляют собой копии наиболее известных ранних христианских реликвий периода Киевской Руси. Как рассказывает Олег Якубовский, на открытии выставки зрителям будет представлен крест-мощевик (в котором носили святые мощи) Х века. Прямо в выставочном зале он будет вложен в свою точную копию и станет основной частью новой декоративной композиции ТМ «Якубовски». Выставка продлится до 15 января 2002 года. Галерея «Родовiд» находится по адресу: г. Киев, ул. И. Мазепы, 29 (помещение музея Ивана Гончара). |
ВЫСТАВКИ В Центре современного искусства Sovi art (галерее М. Гельмана) демонстрируется выставка фотографий московского художника Владислава Мамышева-Монро под названием «Любовь Орлова». Фотохудожник В. Мамышев-Монро очень долго искал образ некой идеальной маски, гармонизирующей в себе сексуальные, временные (юность-старость), психологические (мать-сын), социальные (царица-служанка) и эстетические (красавица-чудовище) темы. Пересмотрев более десятка культовых образов от Гитлера и Монро до Христа и Будды, он внезапно обнаружил такую идеальную маску на исторических просторах своей любимой Родины. «Любовь Орлова, начавшая карьеру советской кинозвезды в 42 года и гордо пронесшая титул главной любимицы народа до самой смерти, открылась мне с этой чудесной стороны. Она стала лучшей исполнительницей ролей ткачих и домработниц. Сила воли и упорное стремление к совершенству позволили Орловой в самые мрачные времена, вопреки своему социальному происхождению, засиять ярким воплощением запредельного утонченного счастья советской эпохи», – рассказывает художник. Конечно, фото представленные на выставке, – субъективное отношение художника к незаурядной личности великой актрисы. Он попытался представить себе, как бы выглядела Л. Орлова сейчас, не умри она в 1974-м. Фото экспозиции прослеживают разные периоды жизни кинозвезды в его исполнении от 1930-х до 1970-х годов (Любовь Орлова в купе поезда, на скамейке в парке, возле памятника революционерам и т. д.). Почти все постановки выполнены в жанре репортажных или случайных снимков, призывая зрителя проникнуться закулисной стороной жизни знаменитой и загадочной личности. Выставка «Любовь Орлова» продлится до 23 декабря. Адрес галереи М. Гельмана: г. Киев, ул. Костельная, 11. |
ВЫСТАВКИ Центр современного искусства Сороса представляет выставку «Бренд «Українське». Как рассказывает куратор нового проекта директор Центра Юрий Онух, главным образом и идеей выставки является понятие бренда. «Современное искусство и культура развиваются по тем же законам, что и мировая экономика, а значит, их можно изучать с помощью типовых маркетинговых инструментов», – отмечает г-н Онух. Цель данной выставки – исследование взаимосвязи рынка и искусства, а также общества, которое во многом определяет систему ценностей современного мира. На выставке экспонируются работы известных в мире украинских представителей современного искусства – Олега Кулика, Андрея Сагайдаковского, Сергея Браткова, Тиберия Сильваши, Игоря Гайдая, Максима Мамсикова, Ильи Чичкана, Александра Ройтбурда и др. Кроме того, выставлены полотна отечественных художников прошлого и позапрошлого веков, предоставленные Фондом Мазоха (среди наиболее известных авторов – Давид Бурлюк и Тарас Шевченко). «С помощью этого проекта мы попытаемся исследовать «украинский» бренд в современном искусстве, а возможно, и способствовать созданию новых брендовых имен, – говорит Юрий Онух. – Вопрос лишь в том, создадут ли авторы «бренд для бренда» или им все же удастся найти золотую середину между «упаковкой» и собственно искусством.» Выставка проходит при поддержке МФ «Вiдродження», компаний «Про Гельвецiя», «Кодак Украина», Hertz, Poster, «Евроформат», «ДСО», LuckyNet, «ФДР», Practic и продлится до 15 февраля. |
ТЕАТР Театр на Подоле 19 декабря представляет премьеру спектакля «Фантазия для рояля в четыре руки». Предложение поставить произведение писательницы из Израиля Алисы Ольмерт поступило в Театр на Подоле из израильского посольства, высоко оценившего предыдущий спектакль театра «Квартал небожителей». Режиссера Виталия Малахова оно заинтересовало не столько из-за предоставленной свободы действий в постановке и факта финансирования, сколько, как он говорит, из-за «невероятно сильной литературы». По его словам, «произведение, положенное в основу спектакля, с драматургической точки зрения одно из самых острых – если не самое! – в репертуаре киевских театров». …Престарелая еврейка Анна Зингер в конце 1960-х годов приезжает в Польшу, в маленькое селение, известное благодаря озеру под названием «Святой источник». Она останавливается в гостинице, которая, как выясняется, раньше принадлежала ее родне: в 1943 году немцы расстреляли ее семью, а ей чудом удалось выжить. Анна приехала за роялем, который ей подарила бабушка. Проблема лишь в том, что этот злополучный рояль уже считают своим дети тех, кому достался дом после войны. Виды на рояль Зингер, больше напоминающие обвинение, вызывают ссоры; ранее всегда спокойные люди начинают срывать друг на друге злость; возникает вина непонятно за что. Главная героиня умело доводит всю семью до крайностей – кто-то покидает дом, кто-то заканчивает жизнь самоубийством. Оказывается, что рояль был (если он вообще был) всего лишь поводом для мести Анны Зингер тем, кто присвоил себе чужой, не ими построенный дом. Трагическим финалом режиссер ставит вопрос: стоил ли рояль того, чтобы разбивать человеческое счастье? В течение самого длинного в истории театра спектакля (почти 4 часа) под музыку Шуберта на сцене происходит, по словам режиссера, сплошная говорильня. Но от нее нельзя оторваться: диалоги коротки, точны и хлестки, почти афористичны. Они мгновенно захватывают внимание. Некоторые критики этот эффект объясняют талантом актеров – Тамары Плашенко, Андрея Пархоменко, Галины Ткач и Федора Ольховского. Их игру даже назвали «пекторальной», имея в виду то, что каждый из них может претендовать на соискание наивысшего в Украине театрального приза «Киевской Пекторали». |
ТЕАТР В киевском театре «Браво» 20 декабря состоится премьера спектакля «Иностранцы». Спектакль поставлен по пьесе российского драматурга Алексея Богдановича (ожидается его приезд на премьеру), который написал ее по мотивам произведений поэта-диссидента Сергея Довлатова. Изгнанный из Советского Союза в 1960-х годах, Довлатов много путешествовал по миру. За свою короткую жизнь написал немного, но все, созданное им, пронизано ностальгией по родине. «Будь проклята Россия, будь проклята Америка, будь проклята иммиграция» – это и рефрен всего спектакля «Иностранцы», и сокрушенное восклицание главной героини Маруси, иммигрантки из Советского Союза, когда-то приехавшей в Америку в поисках счастья и в своем выборе разочаровавшейся. В Нью-Йоркском квартале Форест Хилл Маруся (ее играют Любовь Титаренко и Ирина Дука) встречает такого же, как и она, искателя счастья – латиноамериканца Рафа (Виктор Цекало). Возникшие между ними чувства оказываются достаточно сложными, но упростить их помог… говорящий попугай (Алексей Вертинский), тоже когда-то перевезенный в США из СССР. Именно этот попугай, которому 200 лет, идейный и смысловой центр «Иностранцев». Он одновременно и философ, и некое символическое воплощение Довлатова. Попугай говорит о жизни, о прошлом, которое, по его мнению, сохраняясь в людской памяти, и есть та метафизическая родина, единственная и реально существующая для каждого иммигранта. Довлатов об этом не раз говорил в своей поэзии, и говорил, по мнению режиссера-постановщика и исполнительницы главной роли Ирины Дука, гениально. Вообще, данный спектакль – некое признание в любви Довлатову. Портреты поэта и цитаты из его произведений будут развешены в фойе театра. Второй план сцены украсит огромное полотно-картина – урбанистический пейзаж горящего неоновыми вывесками Нью-Йорка, который тоже взят из стихов диссидента. Но, невзирая на драматичность жизни Довлатова и такую же завязку спектакля, создатели характеризуют его словосочетанием «романтический анекдот» (термин тоже, кстати, придуман Довлатовым). Драма, переходящая в комедию, – классический ход для театра. «Иностранцы» изящны и изобразительны по форме: герои здесь танцуют, специальное освещение служит и солнцем, и луной, и дискотечными бликами. Но несмотря на интригующую сценографию и интересную хореографию, главной в спектакле является режиссура: воплощение чрезвычайно образных, богатых ассоциациями и потому сложных для их «материализации» деталей поэзии Довлатова. «Как это удалось, объяснить сложно, – говорит Ирина Дука. – Мы пользовались той же образностью, теми ассоциативными приемами, которыми пользовался и сам поэт. И по-моему, у нас получилось передать суть Довлатова, суть его творчества, ибо, на самом деле, именно это и было для нас основной задачей, нашей данью ему и нашим восхищением его талантом.» |
ТЕАТР С 20 по 23 декабря на сцене Театра русской драмы им. Леси Украинки состоятся гастроли московского Театра на Таганке со спектаклями «Хроники» В. Шекспира и «Евгений Онегин» А. Пушкина в постановке Юрия Любимова. С именем Пушкина связана вся творческая жизнь Юрия Любимова. 5 лет на сцене театра идет «Борис Годунов». В Германии Ю. Любимов в 1987 г. поставил оперу «Евгений Онегин». На Таганке – «Товарищ, верь…», «Пиковую даму», «Маленькие трагедии», которые были в репертуаре долгие годы. Поставленные им произведения Пушкина игрались в Швеции, Германии, Италии, Америке и других странах. 20 и 21 декабря зритель увидит «Хроники» В. Шекспира. Это один из новых шедевров Театра на Таганке в инсценировке и постановке Ю. Любимова. В основу легли «Исторические хроники» Шекспира: «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих VI» и «Ричард III». В спектакле звучит музыка композитора В. Мартынова и английская лютневая музыка XVI века в исполнении Александра Суетина. 22 и 23 декабря зритель увидит спектакль «Евгений Онегин». Замысел «Онегина» долго витал в воздухе и наконец «лег» в свободную музыкально-ритмическую композицию. В спектакле звучит музыка П. Чайковского, В. Мартынова, есть цитата из А. Шнитке. Зритель услышит голоса И. Смоктуновского, А. Яблочкиной, В. Яхонтова, арии в исполнении Л. Собинова, И. Козловского и Г. Отса. А вольное прочтение Пушкина Юрием Любимовым показывает «объем» пушкинского гения «вне времени». Артисты лишь обрисовывают время и устройство общества. Твердо закрепленных ролей в спектакле нет, каждого героя исполняют несколько актеров, которые все время меняются. Театр делает штрихи к портретам Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги через свет, пластику, через куски оперы Чайковского, через комментарии В. Набокова и Ю. Лотмана, ведь «Евгений Онегин» – это «энциклопедия русской жизни». |
ТЕАТР На сцене Молодого театра 22 декабря демонстрируется премьерный спектакль «Лев и львица» по пьесе Ирены Коваль «Языческие святые». В этой постановке Лев Толстой (Богдан Ступка) и его Львица – Софья Андреевна Толстая (заслуженная артистка Украины Полина Лазовая) – предстали в качестве идеологических противников. Софья Андреевна защищала от мужа женский мир нежности и страсти, который Лев Николаевич так неудачно разгромил в «Крейцеровой сонате». В дуэте Ступка-Лазовая лидирует, конечно, Ступка. Однако, несмотря на блестящую игру, по-человечески привлекательным его героя не назовешь. В Софье Андреевне гораздо больше гуманности и жалостливости, чем в ее моралисте-муже. Так что победа в идеологическом поединке между гением и его женой в этой постановке Молодого театра осталась за Соней, то есть за Женщиной. Трагикомедия «Языческие святые» написана современным американским драматургом украинского происхождения Иреной Коваль. По словам автора, она пыталась развенчать устоявшееся западное представление о Льве Толстом как о «гениальном, распущенном старике, убежавшем от своей истеричной и деспотичной жены-параноички». Идея написания пьесы возникла у нее шесть лет тому назад, во время работы над диссертацией и изучения дневников Льва и Софьи Толстых. Роль Толстого изначально предназначалась Богдану Ступке, поскольку только артист его масштаба смог бы сыграть гения. Но если по ходу пьесы перечисленные выше обвинения были с Софьи Андреевны сняты, то Лев Николаевич так и остался «гениальным, распущенным стариком». Постановку Молодого театра в следующем году предполагают показать в Великобритании. А до этого, весной 2002 года, спектакль Молодого театра отправится в турне по 25 городам Украины. Режиссер-постановщик спектакля – Станислав Моисеев. |