Черный вестник богатства

О том, как без риска заработать капитал при катастрофах.


До открытия Австралии люди полагали, что в природе существуют только белые лебеди, поскольку птиц другого окраса не встречали. Увиденный там черный лебедь взбудоражил умы орнитологов. Нассим Талеб говорит, что эта история хорошо иллюстрирует ограниченность человеческой способности учиться на основании опыта. Одно открытие может разрушить обобщение, сделанное на основе тысячелетних наблюдений. Автор книги именует «черным лебедем» событие, которое лежит за пределами наших ожиданий и оказывает на нас огромное влияние. Появление персонального компьютера, Интернета, Первая мировая война, теракты – все это примеры таких событий. «Большинство «черных лебедей» случились только потому, что были неожиданными. Если бы возможность террористической атаки 11 сентября считалась реальной, то эта атака была бы невозможна», – пишет Талеб. Однако наш склад мышления и стандартная логика заставляют нас придумать этим происшествиям такие объяснения, что они кажутся понятными и предсказуемыми. По мнению Талеба, это вредно и даже опасно, поскольку мешает людям подготовиться к следующей катастрофе. Значит она также будет внезапна, непредсказуема и принесет много неприятностей.

В то же время большой ошибкой, по словам Талеба, может стать наивная попытка просчитать появление «черного лебедя». «Мы пытаемся предсказать, что будет с долларом или ценами на нефть через 20 лет, но не можем дать точный прогноз на следующее лето. Эксперты знают о будущем не больше обывателей, но умеют продавать свои предсказания», – поясняет неэффективность прогнозов Талеб.

Как же он сам разбогател на фондовой бирже, не прибегая к прогнозам и оценкам рисков? Его хедж-фонд Empirica занимался покупкой-продажей опционов (операции не с самими ценными бумагами, а со ставками на них). Обычные портфельные инвесторы, принимая решения о вложениях, учитывали всевозможные риски, но не брали в расчет «черного лебедя» (природный катаклизм, войну, скандальное расследование – все то, что может оказать негативное влияние на тот или иной рынок). А фонд Empirica, совершенно не интересуясь никакими аналитическими выкладками, скупал любые дешевые опционы, которые приносили прибыль лишь в случае внезапного потрясения. Разумеется, этой катастрофы следовало еще дождаться, однако рано или поздно «черный лебедь» таки прилетал, вгоняя в убытки всех игроков фондового рынка, кроме Талеба.

Что же советует автор оригинальной теории своим читателям, чтобы уберечь их от внезапных бедствий? Как, например, можно заработать на бирже, не рискуя состоянием? «Не инвестируйте 100% средств в бумаги со средним риском, – говорит он. – Оценка рисков – весьма субъективная способность, если только вы не Бог. Но создать портфель, в котором 90% активов составляют без­опасные инструменты (типа гособлигаций, выпущенных правительствами развитых стран), а 10% – рискованные спекулятивные ставки, вполне по силам любому игроку. Вместо того чтобы получить фальшивый средний риск, вы имеете высокий риск, с одной стороны, и никакого риска – с другой, защищаете себя от «черных лебедей» и остаетесь открытыми для позитивных событий».
«Поскольку «черные лебеди» непредсказуемы, следует приспособиться к их существованию, быть открытыми к любым возможным неожиданным событиям, – резюмирует Талеб. – Тем более что с развитием нашей цивилизации «черных лебедей» становится все больше, а их воздействие усиливается. Войны, прихоти, эпидемии, мода, идеи, возникновение стилей искусств, сменяя друг друга, возносят кого-то на вершину успеха, а кого-то ставят на грань выживания».







Разрушитель традиций

Нассим Николас Талеб родился в 1960 г. в Ливане, в семье высокопоставленного чиновника. В 1975-м ему пришлось покинуть страну из-за гражданской войны. Во время вынужденной эмиграции молодой человек осознал, что решающую роль в мире играют внезапные события, уничтожающие привычный уклад жизни. Уже в зрелом возрасте, будучи миллионером, Талеб назовет такие события «черными лебедями» и напишет о них книгу – «Черный лебедь: последствия маловероятных событий» («The Black Swan: The Impact of the Highly Improbably»). В 2007 г. она вышла трехсоттысячным тиражом и принесла ему всемирную славу.
Выпускник Уортона, экс-руководитель брокерских фирм Лондона и Нью-Йорка, Талеб раскритиковал традиционный подход к оценке рисков. Он считает, что ученые и финансисты слишком дорожат рациональными объяснениями и недооценивают роль случая. «Черные лебеди» разрушают любые математические построения и экономические модели.
С наступлением кризиса идеи Талеба оказались особенно востребованными, поскольку для большинства людей крах финансовых рынков стал неожиданным и драматическим событием. Но не для автора теории «черных лебедей». «Мы перешли от диверсифицированной «биосферы» малых банков с разнообразной политикой предоставления кредитов к более однородной среде фирм, где одна напоминает другую. Финансовая биосфера поедается гигантскими, кровосмесительными, бюрократическими банками, и когда один из них упадет, то упадут все», – говорится в его книге, написанной несколько лет назад.

Залишити відповідь