Отдам в хорошие руукки

Поиск новых рынков сбыта – основная задача многих производственных компаний сегодня.



Два с половиной года назад в компнии Руукки Украина было принято решение о строительстве большого завода под Киевом площадью 13,5 тыс. кв. м. В условиях бурного развития строительного рынка тогда никто даже и предположить не мог, что ситуация со сбытом строительных конструкций и материалов очень скоро может кардинально измениться. Параллельно с Украиной финская корпорация Rautaruukki, в составе которой украинская компания, строила несколько производственных площадок в Европе. Все они на сегодняшний день находятся примерно в одинаковом положении – заводы оснастили по последнему слову техники, а вот чтобы загрузить их, придется приложить много усилий.

Руукки Украине хоть и с трудом, но удается держаться на плаву. Она показывает результаты продаж на уровне своих коллег в Центральной и Восточной Европе, несмотря на макроэкономические показатели, согласно которым Украина является одной из наиболее подверженных кризису стран в Европе, а национальная строительная отрасль – одной из наиболее пострадавших.

Но считать этот факт достижением пока не приходится. Результаты зимнего «низкого» сезона не могут быть показательными. Окончательные выводы о том, насколько придет в упадок рынок стройматериалов, а с ним и его операторы, можно будет делать лишь в ІІІ квартале.

Выжить за счет частников
Новый завод в с. Копылов под Киевом был запущен полтора месяца назад. Исходя из первоначального плана он должен был решить все сложности с дефицитом производства в компании – более двух лет спрос на продукцию Ruukki превышал предложение, поэтому производитель просто недозарабатывал. Бизнес-план нового комплекса был разработан в 2006 г., когда строительный рынок стремительно рос, и арендованная производственная площадка в Киеве по своим размерам не позволяла разместить дополнительные линии. В связи с этим строительство нового собственного завода казалось неизбежным, а запуск этого производства в 2009 г. должен был стать новым этапом развития компании. На время строительства для поддержки продаж открыли дополнительный арендованный производственный модуль в Днепропетровске. Годом ранее Руукки Украина также купила завод по покраске рулонной стали в Антраците (Луганская область). Поскольку специализация этого предприятия не соответствовала основной деятельности компании, цель данной покупки заключалась в том, чтобы самостоятельно обеспечить свое производство сырьем и меньше зависеть от поставщиков, будучи более гибкими в варьировании ассортимента под заказ клиента. В Антраците производитель наносит полимерное покрытие на оцинкованные стальные рулоны, которые поступают в Украину из предприятий корпорации в Финляндии. Таким образом, компания сосредоточила полный цикл производства в своих руках. Кроме того, за счет дешевой по европейским меркам украинской рабочей силы, выпускаемое в Антраците сырье дешевле, чем продукция других европейских поставщиков. Оба этих фактора придали Руукки Украине важное конкурентное преимущество на рынке.
Но сейчас, закрыв обе арендованные производственные площадки и полностью переведя основное производство на новый завод в Копылове, компания смогла загрузить мощности по производству основного продукта – металлочерепицы – только на 30%. В любом случае, как считает Юрий Обух, генеральный директор предприятия, это неплохой результат. Во-первых, одна только новая линия по производству металлочерепицы Monterrey способна выпускать 360 тыс. кв. м в месяц. Во-вторых, окончательный ущерб, нанесенный компании кризисом, можно будет оценить лишь в разгар «высокого сезона» – в конце года. И в-третьих, после запуска нового завода компания и не планировала сразу же его загрузить на полную мощность. Учитывая темпы роста рынка, прогнозировалось, что мощности создаются с запасом на пять лет.

Чувствовать себя немного лучше конкурентов компании позволяет и ориентация на жилищное строительство. По словам Юрия Обуха, это значительное преимущество перед другими операторами украинского рынка, многие из которых последние несколько лет в основном работали в сегменте коммерческого строительства, практически замершего сегодня. Что же касается частного строительства, где капитал меньше зависит от макроэкономики, ситуация со сбытом стройматериалов и конструкций складывается гораздо лучше. Кризис кризисом, но замораживать строительство дома, не накрыв его крышей, ни один частный строитель не станет, поскольку объект начнет разрушаться. Поэтому компания пока не ощущает серьезных проблем со сбытом своей базовой продукции – металлочерепицы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года спад продаж в этом сегменте незначителен и даже не достиг того уровня, который определяется в целом по рынку. Хотя опасения, что в III-IV кварталах текущего года, когда в благополучные времена всегда наступал пик потребления стройматериалов, мощности Руукки останутся серьезно недогруженными, все-таки есть.

Входы и выходы
На долю неевропейских стран приходится всего лишь 3% продаж Rautaruukki в целом. Вся остальная продукция реализуется в Европе и России.

Еще совсем недавно цель и стратегия, опубликованные на первой странице головного сайта корпорации, провозглашали стремление стать лидером среди поставщиков металлических конструкций на рынке Европы. Но, несмотря на позицию Юрия Обуха, который уверен, что кризис – явление временное и менять бизнес-стратегию в этот период нецелесообразно, свои коррективы в глобальную стратегию производителя экономическая рецессия, видимо, все-таки внесла. Сегодня, когда европейский производитель вынужден искать потребителя своей продукции за пределами региона, забота о наращивании доли рынка отошла на второй план. Для корпорации более важно просто продать продукцию. В такой ситуации одними из наиболее реальных по развитию продаж регионов постепенно становятся рынки арабских стран, которых кризис коснулся в значительно меньшей степени, чем Европы. Конечно, это не значит, что Rautaruukki легко и быстро сможет наладить сбыт в этой части мира. Ведь там корпорацию ожидает жесткая конкуренция с производителями из Азии, товар которых более привлекателен по цене. Поэтому Rautaruukki остается делать ставку на хорошее качество продукта и искать своего потребителя.

Что же касается украинской компании, ее продукция благодаря девальвации гривни и снижению цен на сырье подешевела уже на 20%, поэтому стала более конкурентоспособной на европейских рынках. Вполне возможно, что кризис сыграет только на руку компании, а новый этап развития все-таки начнется и ознаменуется не только наращиванием доли на украинском рынке, но и началом экспорта.







Фокус на регионах

Юрий Обух, генеральный директор компании Руукки Украина.
До сих пор вы выпускали продукцию исключительно для внутреннего рынка. Настало ли время подумать об экспорте?
Сейчас мы рассматриваем различные варианты экспорта. Ведь наша продукция по качеству полностью соответствует произведенной другими предприятиями концерна. При этом ее себестоимость ниже, и мы могли бы быть достаточно конкурентоспособными, экспортируя металлические стройматериалы в Европу. Пока это усложняется государственными квотами, которые в значительной степени ограничивают экспорт. В любом случае в этом направлении мы активно работаем.


Запуск нового производства повлиял на себестоимость?
Новые линии, которые мы поставили на заводе в Копылове, практически в три раза производительнее, чем прежние. Но в целом технология производства не изменилась. Она была достаточно экономна изначально.


В чем суть вашей антикризисной стратегии? 
Она примерно такова: стремиться к снижению затрат в тех направлениях, где это возможно. Конечно, нам придется частично сократить персонал, оптимизировать затраты на производство, значительно меньше средств в этом году мы будем тратить на маркетинг, рекламу и другие ресурсы, которые поддерживают основные бизнес-процессы. Изменится также стратегия продаж. Поскольку основную прибыль в нынешнем году мы рассчитываем получить за счет реализации металлочерепицы, то особенный потенциал видим в регионах. Именно туда мы направим свои основные маркетинговые бюджеты, чтобы привлечь новых клиентов. В столице и округе уже построено слишком много коттеджей, и далеко не на все есть спрос.

Залишити відповідь