Смотритель французских погребов

Отправляясь в винные погреба чужой страны, воспользуйтесь услугами местного проводника.



Винный критик Мишель Беттан не столь известен в мире, как Роберт Паркер, но его мнение всегда важно для настоящего ценителя французских вин. В отличие от знаменитого американца, претендующего на роль мирового судьи (и надо сказать, добившегося в этом немалого успеха), Беттан занимается в основном винами своей родины. И хотя в 2006 г. он в соавторстве с Тьери Десовом выпустил книгу на английском языке «Величайшие вина мира», критики сочли, что она не заслуживает внимания истинного виномана. «Логично полагать, что именно французы лучше разбираются в своих винах, – говорит директор винного департамента Марком Захар Уманский. – И я почти уверен, что они не смогут также хорошо оценить зарубежные вина, как американцы. Что мешает им оценивать чужое вино? Другая система ценностей. Как и многие европейцы, Беттан, скорее всего, отметит эногастрономические качества: питкость (когда после первого бокала вино, как говорят, не «стоит в горле»), сочетаемость с едой, элегантность и сложность. Для того чтобы это вино получило высокую оценку в США, нужно добавить мощь и структуру, а это не самые важные качества с точки зрения французов и итальянцев».

Мишель Беттан в течение 20 лет со своим партнером Тьерри Десовом редактировал самое авторитетное в стране издание о вине La Revue du vin de France (RVF), печатающееся тиражом 40-45 тыс. экземпляров. При этом каждый год выходил справочник Le Classement des Meilleurs Vins de France («Классификация лучших вин Франции»), на обложке которого были указаны имена экспертов Bettane & Desseauve, а в нижней части скромно располагался логотип журнала. Однако в 2004 г., когда RVF, принадлежащий Media Publication, был приобретен группой Marie Claire (журналы Marie Claire, Cosmopolitan и др.), ведущим винным критикам Франции стало труднее находить общий язык с издателями. «Marie-Claire – журнал о женщинах и для женщин. Его культура сильно отличается от RVF. Расширение аудитории – это хорошо, но не любой же ценой», – сказал Беттан и ушел из журнала вместе со своим партнером. С тех пор его статьи появляются в изданиях Le Monde, Decanter, The World of Fine Wine. Но главным информационным продуктом, который выпускают Беттан и Десов, стал ежегодно обновляемый Le grand guide des vins de France («Большой гид по винам Франции»). Для издания 2009 г. пара экспертов попробовала около 60 тыс. вин: оценивание производилось по 20-балльной системе, и вина с баллом ниже 13 в путеводитель не попали. «Важно понимать, что винная Франция намного больше, чем нам кажется, – говорит Захар Уманский. – Обычно люди знают Бордо, Бургундию, Шампань, Эльзас, Сансер, Пуи-Фюме. Огромное количество не только виноделен, но даже субрегионов юга Франции поможет вам узнать лишь путеводитель Беттана». Разумеется, можно пользоваться популярным и более известным в мире винным путеводителем Guide Hachette («Гид Ашетт»), который переводится на английский язык. Но для знающего человека его недостатки вопиющи (много высоких оценок ставится недостойным), поэтому, листая только указанное издание, вы никогда не станете истинным connaisseur.







Биография «негуру»

Мишелю Беттану сейчас почти 60. Он родился в Вашингтоне (его отец получил туда назначение по службе) и жил в США до семи лет. Учился в Оксфорде, в 1977-м проходил обучение в знаменитой парижской школе Academie Du Vin. Однако, по его мнению, самые ценные знания он получил в хозяйствах ведущих виноделов Франции. Среди его учителей – Этьен Гигаль из долины Роны, Мишель Делон из Бордо, Леонард Умбрехт из Эльзаса. Беттан – единственный из числа французских винных критиков, попавший в список 50 наиболее влиятельных людей винного мира британского журнала о вине Decanter. Ему принадлежит фраза о винных критиках «Мы не гуру», произнесенная в полемике с автором нашумевшей книги «Вкус и могущество» Джонатаном Носситером.
Как водится, на всякого винного критика находится свой критик. Много оппонентов и у Беттана, однако большая их часть живет за пределами Франции. У себя на родине он самый уважаемый специалист, а элита местного виноделия признает его право судить их вина.

Залишити відповідь