Игры в Набокова

Непредсказуемость и многогранность личности Владимира Набокова не перестает будоражить воображение творческих людей.


Трудно представить, чтобы Набоков когда-нибудь серьезно сомневался в том, что его имя войдет в вечность. Его литературный талант был на одних весах с амбициозностью. И весы при этом были уравновешены. Ему не нужны были лавровые венки – Набоков твердо знал, что парусник его судьбы проплывет сквозь все сомнения, осуждения и пренебрежительные оценки. Это, как показала жизнь, и произошло. Теперь в любой юбилейный год, в любой стране любые набоковские фестивали обыгрывают четыре основные ипостаси этого классика, без которых Набоков – не Набоков: бабочки, шахматы, литература и кинематограф.

Бабочки для него были не хобби, Набоков был серьезным энтомологом: открыл несколько новых видов, описал их в научных журналах и испортил себе зрение сидением за микроскопом.

В шахматах Набокова привлекало исключительно создание задач, в которых он находил замену музыке, называя себя при этом композитором: «Меня лично пленяют в задачах миражи и обманы, доведенные до дьявольской точности. Шахматные задачи требуют оригинальности, изобретательности, сжатости, гармонии, сложности и блестящего притворства». Шахматы помогли Набокову сформировать для себя понимание того, каким должно быть настоящее искусство, выработать критерии его ценности и всегда следовать одним и тем же избранным принципам. Оригинальность проявлялась в том, что над приемами отстранения Набоков старательно работал всю жизнь. Точность в искусстве детали как творческое кредо. Зримость отражалась в набоковской кинематографичности – динамике и монтажных приемах. Такой чисто шахматный термин, как «экономичность», по-литературному будет: краткость – сестра таланта. Изобретательность проявлялась в разнообразии приемов как художественно-литературных, так и шахматно-художественных. Даже унылую преподавательскую работу Набоков мог разнообразить непредсказуемыми выходками. Например, стараясь объяснить все детали, он рисовал на доске схемы и чертежи: схему поединка Ленского и Онегина; план вагона, в котором ехала Анна Каренина; маршруты блужданий по Дублину Дедалуса и Блума, а затем заставлял студентов их перерисовывать в конспекты.

В своих взглядах на литературу Набоков всегда был нетрадиционен и утверждал постулат, что литература есть феномен языка, а не идей: «Стиль и структура – это сущность книги, а большие идеи – дребедень». Конечно же, литература и шахматы в набоковском восприятии всегда объединялись такой связующей силой, как игра. В романе «Король, дама, валет» Набоков сам в этом признался: «Он отлично знал, что весь мир – собственный его фокус, и что все эти люди – только игра его воображения, сила внушения, ловкость рук. Да и сам он в любую минуту может превратиться в сороконожку, турчанку, кушетку… Такой уж он превосходный фокусник».







Интеллектуальный фест
В Киеве стартовал фестиваль «Приглашение к Лауре», посвященный 110-летию со дня рождения писателя. Организатор фестиваля – киевское набоковское общество «Камера Обскура», созданное в 2002 г. Открылось событие финалом VII международного шахматного турнира «Мемориал Набокова». Зрителей ждут художественная выставка «След улыбки» и бесконечные перформансы – от лазерного шоу «Бабочки» до хеппенинга «Сеанс одновременной игры». А еще нон-стоп-показ семисерийного документального фильма 1999 г. выпуска «Берега Набокова», созданного при содействии Фонда Ролана Быкова, который завершится творческим вечером Ильи Лайнера – режиссера одной из серий фильма.
В финале каждого дня будет проходить ретроспектива художественных фильмов, снятых по произведениям писателя, практически никогда не попадавших в украинский прокат. Всего – восемь фильмов, в том числе две экранизации «Лолиты»: шедевр Стенли Кубрика (1967), сценарий к которому написал сам Набоков, и другая адаптация – с Мелани Гриффитс в одной из ролей, музыкой Морриконе и бюджетом в $62 млн., снятая американцем Эндрю Лейном в 1997 г. А также «Отчаяние» (режиссер Райнер Фассбиндер, 1972), «Защита Лужина» (режиссер Марлинг Горрис, 2000) и др. Идея в том, чтобы все дни фестиваля выстроить в законченный сюжет, объединив усилия набоковедов, театралов, художников, поэтов, музыкантов и шахматистов. Все события происходят в галерее «Лавра» и кинотеатре «Киев».

Залишити відповідь