Надежда собственников на то, что во время кризиса в стремлении сохранить свое рабочее место люди станут работать больше и лучше, пока не оправдалась. Психология человека меняется медленно.
В конце минувшего года делались попытки спрогнозировать влияние происходящих перемен на наше общество. Не осталась в стороне и тема кадровой политики. Среди предположений HR-специалистов и руководителей был тезис о том, что в кризисные времена в стремлении сохранить свое рабочее место люди станут работать больше и лучше. Сбылись ли эти ожидания? Наше общение с экспертами и руководителями компаний показало, что истина, как это обычно бывает, оказалась где-то посередине.
Безусловно, экономический кризис коснулся всех сфер нашей жизни, в особенности работы. Все больше людей пополняют ряды безработных. Немало и обеспокоенных тем, как бы сохранить свое рабочее место при ухудшившихся условиях труда и усилившихся к ним требованиях. Теоретически в таком случае сотрудник должен успевать делать больше работы. Но на практике все выглядит иначе хотя бы потому, что сильно увеличилась эмоциональная нагрузка и связанная с ней усталость. Оказывается, кризис принес компаниям не только финансовые проблемы и ослабление позиций на рынке, но и угрозу потери квалифицированных специалистов. Причем потерять специалиста можно не только в прямом, но и в переносном смысле, ведь снижаются его трудоспособность, инициативность, вера в завтрашний день, оптимизм. И напротив, повышается тревожность, вследствие чего даже те ситуации, на которые люди раньше просто не обращали внимания или не принимали их близко к сердцу, теперь могут приводить к ошибкам либо наводить на определенные размышления, подталкивать к радикальным решениям.
В таком случае возможны два различных варианта поведения. Первый: сотрудник будет просто стараться отсидеть положенные часы, демонстрируя постоянную занятость с минимальным результатом. Второй: специалисты попытаются подрабатывать в рабочее время – ходить на работу в одну фирму, а выполнять задачи для другой. В этом случае самооправдание человека весьма простое: цены растут, для сохранения докризисного уровня жизни требуется все больше средств, а зарплату не повышают, следовательно, выход один – подрабатывать.
Психологи напоминают, что как до кризиса, так и сейчас в большинстве случаев люди работают плохо лишь потому, что работа им по каким-то причинам не интересна или не удовлетворяет их потребности. А кризис людей не стимулирует, разве что только на первых порах. Страх лишиться средств может заставить человека работать больше (хотя зачастую – для показухи), но не лучше. А в худшем случае в стремлении сохранить свое место он займется интригами и подставами, что рано или поздно приведет к разрушению компании изнутри.
Качество зависит от моральной атмосферы
– Люди действительно начали крепче держаться за свои рабочие места, снизили требования к их организации, а также к наполнению соцпакета. Но стали ли они работать больше и лучше? Больше – да. Но это совсем не значит, что всегда лучше. Потому что работать лучше – это давать более высокое качество, а оно зависит от способностей, опыта, навыков. Например, у вас работали три секретарши, которые допускали в документах орфографические ошибки. Вы двоих сократили, в результате чего весь объем лег на третью. Стала ли она готовить больше документов? Да. Стала ли она при этом делать меньше ошибок? Конечно, нет. Она не приобрела волшебным образом абсолютную грамотность в связи с наступившим кризисом. Другое дело, что при прочих равных из троих вы оставили ту, которая делает меньше ошибок.
Конечно, это общие тенденции, всегда есть исключения. Очень действенный способ повлиять на качество работы персонала – создать здоровую атмосферу. Нагнетание обстановки, постоянная угроза увольнения, спонтанный менеджмент, состояние неопределенности никак не способствуют улучшению работы. Поддержание же нормальной обстановки в коллективе не только не потребует значительных финансовых затрат, но и гарантирует работу на высоком уровне в рамках способностей человека, обеспечит энтузиазм, повысит лояльность, создаст условия для проявления уместной инициативы. Все это позволит проявляться всему тому, что напрямую влияет на качество работы персонала, а значит, вы сможете сказать, что ваши люди работают хорошо.
Первый шок прошел
– В первое время, когда повсеместно заговорили о кризисе и его последствиях, люди просто стали паниковать. Подобное наблюдалось в октябре-ноябре минувшего года. Тогда все действительно начали больше работать. Но это было похоже на вспышки энтузиазма, вызванные страхом. Именно в то время люди соглашались на меньшую оплату труда, беря на себя функции сразу нескольких близких по специфике специальностей, например, маркетолог выполнял работу менеджеров по связям с общественностью и PR. Но уже в январе, когда ушла волна паники, ситуация начала медленно меняться. Люди не могут жить постоянно в ожидании чего-то ужасного, а после приступа страха наступает апатия. К тому же в начале года количество вакансий перестало уменьшаться, даже наоборот, появился рост на 2-3% ежемесячно. Поэтому работники стали меньше самозабвенно держаться за свои места.
Стало больше работы, но не результата
– Во время кризиса человек не станет или просто не сможет работать больше, чтобы сохранить свое рабочее место. Я считаю, что кризис практически не повлиял на производительность труда. Просто если раньше человек не дорабатывал, то, возможно, сейчас он действительно станет дольше находиться на рабочем месте. Но, кроме объема проделанной работы и времени, проведенного на работе, есть еще и понятие «качество выполнения». Не стоит забывать о том, что многие сотрудники не стали больше работать. Объем работы связан с ее наличием, а когда рынок просел, то и заказов стало меньше. Например, если предприятие уволило половину продавцов, но при этом вдвое сократилось количество заказов, то и объем работы каждого сотрудника не изменился. Увеличению рвения персонала совсем не способствует уменьшение или в лучшем случае сохранение старых показателей оплаты труда. Так уж устроен человек: если он привык получать за определенный объем труда некую сумму денег, то ему очень сложно будет смириться с меньшей суммой за больший объем.