Аскетический дизайн – один из ведущих мировых трендов последних лет. Овладеть его роскошью сможет тот, кто имеет тонкий вкус, глубокую внутреннюю жизнь или у кого есть хороший консультант.
В конце XX – начале XXI вв., подыскивая определение для новых проектов ведущих мировых дизайнеров, критики все чаще стали прибегать к прилагательному «аскетический». Это слово, все еще хранившее легкий запах церковного ладана и напоминавшее о духовных подвигах религиозных отшельников, начало теснить привычный термин «минимализм», поскольку выражало новый, более глубокий этап развития сдержанного и интеллектуального направления дизайна.
Монастырь для Calvin Klein
Путь к своим эстетическим и философским принципам Поуссон начинал еще в юности, когда во время учебы в Итонском колледже спал в гамаке из белого брезента. В дополнение к своему архитектурному образованию он провел некоторое время в Японии, жил в дзен-монастыре как обычный монах, хотя отшельником так и не стал. «Своей архитектурой я выражаю то, что не состоялось в моей жизни, когда я не стал монахом», – говорит Поуссон. Когда в середине 1990-х компания Calvin Klein Inc. заказала ему создание своего флагманского магазина на Манхэттене, британец реализовал собственные слова в полной мере. Этот на первый взгляд абсолютно коммерческий проект Поуссона архитектурный критик газеты The New York Times назвал «дзенским переживанием». Для того чтобы понять, почему он удостоился подобной оценки, нужно представить, что здание не имело витрин, внутри не было эскалаторов, а интерьер поражал своей абсолютной белизной и практически полным отсутствием теней. Магазин был готов к открытию в августе 1995-го. «Мы с Кельвином тогда подумали: «Как жаль, что сюда должны будут внести одежду», – шутил Поуссон.
Чарльз А. Райли II, выпустивший в 1998 г. книгу «The Saints of Moder Art» («Святые современного искусства»), расположил творчество Поуссона на одном из полюсов метафизической борьбы плоти и духа (или, если угодно, их диалектического единства), которая происходит испокон веков не только в области дизайна. «Стремление к аскетическому идеалу – одна из самых жизнеспособных и плохо осмысленных сил в современном искусстве, архитектуре, музыке, танце, литературе и философии», – пишет Райли. Аскетичный и даже монастырский Поуссон как будто противостоит излишествам, развлекательности и роскоши архитектуры 1990-х. Показательно, что антипод британца – знаменитый голландский архитектор Рем Кулхаас. «Чемпион гедонизма и романтического изобилия» свои философские взгляды на архитектуру изложил в книге, которая называлась «S, M, L, XL». Разумеется, Кулхаас выбирает XL, то есть «extra large», что значит сверхбольшой. Гигантские сооружения будущего только за счет своей величины окажутся выше традиционных понятий добра и зла.
Скит интеллектуала
В 2001-м, чтобы обозначить одно из ключевых направлений, в которых собиралась работать архитектурная мастерская «Я Дизайн», ее основатель и руководитель Павел Гудимов придумал термин «аскет-дизайн». Первый клиент появился только через полгода. Сейчас в работе студии находится одновременно пять-семь проектов, связанных с ландшафтным, интерьерным и предметным дизайном. «Новая роскошь» требует не столько финансовых затрат (такие проекты относительно недороги), сколько интеллектуальных и даже духовных вложений. Большая часть аскетического интерьера как бы монтируется внутри личности. Оттого внешняя часть выглядит проще, но приобретает способность вызывать более глубокие впечатления. «Здесь речь идет не о том, чтобы мы жили по-бедненькому, – объясняет Гудимов. – Это прежде всего предложение подумать. Поразмыслить о том, как мы живем, как расставляем жизненные приоритеты. Аскет-дизайн – это смещение приоритета от нарочитого богатства и роскоши в сторону стиля. По сути, мы упрощаем какие-то вещи, но не за счет качества жизни, а просто отказываясь от лишнего и ненужного».
Изначально слово «аскеза» обозначало набор телесных и ментальных практик, способствующих достижению целей, лежащих за пределами человеческих чувств. В христианстве – это бескровная брань, направленная против страстей, стоящих на пути к духовным угодьям. Конечно, в наше время об этом можно ничего не знать, но в тот момент, когда вам приходится задуматься над дизайном своего жилища, вы немедленно становитесь участником древнего спора. Дух против плоти, аскетизм против гедонизма. На чьей стороне вы окажетесь? Каким бы ни было ваше решение, пусть оно будет принято осознанно и реализовано с непреклонной решимостью. Даже если речь идет всего лишь о скромном табурете из фанеры.