Мирослав Продан: “Экономического чуда” не существует

Мирослав Продан: “Экономического чуда” не существует

Сингапур долгое время считался маленькой страной третьего мира. Никто и не догадывался, что он станет настоящим финансово-торговым центром. Сегодня многие государства пытаются перенять сингапурский опыт, надеясь на такое же “экономическое чудо”. Эксперт по таможенной и налоговой политике Мирослав Продан, объясняет, почему чуда не произошло, и как применить Сингапурский подход в украинских реалиях.

Конечно, сейчас произошедшее в Сингапуре кажется удачей и везением. На самом деле им потребовалось немало работы, чтобы добиться поставленных целей. Продан выделяет несколько важных навыков, необходимых в такой ситуации: целеустремленность, грамотное планирование, быстрая реакция на меняющийся мир.

Если изучить историю Сингапура, можно узнать, что эта страна не могла похвастаться наличием природных ресурсов. Даже пресную воду сюда доставляли из Малайзии. Местные жители были безграмотными, жили в очень бедных условиях. В стране было много проблем с наркоторговлей. Настоящие изменения начались, когда к власти пришел премьер-министр Ли Куан Ю. Первое, что сделало новое правительство — постаралось найти экономическое преимущество Сингапура. Им оказалось расположение на перекрестке торговых путей. В это направление и вложили основные деньги и силы. Теперь страна представляет собой огромный финансовый центр. Также новая власть поощряла каждого, кто желал инвестировать в развитие Сингапура, создавая максимально комфортные условия.

Если говорить об устройстве исполнительной власти в наших двух странах, здесь нет никаких серьезных различий. В Сингапуре также работает Кабинет министров, есть 14 министерств. Другое дело, что они работают над реализацией единой государственной политики. Именно это, а не постоянное переименование органов, делают работу эффективной.

Мирослав Продан также упомянул особенности борьбы с коррупцией. В Сингапуре для этого создали антикоррупционное законодательство, регуляторные методы постоянно проходят пересмотр. Также здесь декларируют доходы, ведут открытые реестры. То есть все то же самое, что в Украине, но с другим результатом. Показательно также то, что здесь не стали ограничиваться репрессалиями для коррупционеров. Власти сосредоточились на упрощении административной системы, обновлении личного состава полиции, отмене ненужных органов и функций, а также — повышении зарплат высших чиновников. Теперь их доход сравним с доходами топ-менеджеров крупных компаний.