С новой программой «Вечер романса и украинской песни» 22 сентября в Национальном доме органной и камерной музыки Украины выступит Виталий Чикиров (лирический баритон).

КОНЦЕРТЫ

С новой программой «Вечер романса и украинской песни» 22 сентября в Национальном доме органной и камерной музыки Украины выступит Виталий Чикиров (лирический баритон).

Молодой одаренный певец Виталий Чикиров, чье имя на афишах концертного зала впервые появилось в апреле 2001 года, выносит на суд публики новую, не совсем обычную для этого зала программу. Ибо особенности дома органной и камерной музыки (включая и наличие прекрасного органа) в определенной мере «диктуют» и стилистику звучащего в нем музыкального материала: это в первую очередь сочинения старинных мастеров, монументальное барокковое искусство, масштабные оперные арии. По словам Виталия, он с должным пиететом относится к высокой классике ушедших эпох. А замысел подготовить «Вечер романса и украинской песни» в определенной мере возник как творческая реакция на многочисленные пожелания поклонников и друзей, предложивших певцу обратиться к более популярному, демократичному, «легкому» жанру романса. В итоге Виталий Чикиров подготовил программу, включающую задушевные старинные русские романсы П. Булахова и классические вокальные миниатюры М. Глинки и А. Даргомыжского. Они составят первое отделение концерта.

Второе отделение отдано популярным народным песням: «Мiсяць на небi», «Вечiр на дворi», «Повiй, вiтре, на Вкраїну», «Дивлюсь я на небо», «Чорнiї брови, карiї очi», которые Чикиров исполнит в сопровождении пианистки Татьяны Трипольской и лауреата национального конкурса гитариста Николая Михайленко. Кстати, Николай Михайленко подготовил и сольное выступление, которое будет естественным продолжением «романсовой» части программы. В исполнении одного из опытнейших отечественных гитаристов, мастерски владеющего этим инструментом, прозвучат «Попурри на темы русских романсов», гитарные транскрипции популярных вокальных миниатюр, по духу и стилистике идеально соответствующие программе Виталия Чикирова.

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 23 сентября в рамках международного фестиваля «Киев Мюзик Фест-2001» выступит национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Валерия Матюхина.

Как всегда, программа «Киевской камераты» насыщена и содержательна и включает премьеры новых сочинений отечественных композиторов. И опять-таки, как всегда, руководитель коллектива привлек к участию в концерте ярких талантливых молодых исполнителей.

Партию виолончели-соло в открывающей программу камерной Симфонии №4 для виолончели с оркестром Виталия Губаренко исполнит молодой композитор и музыкант Золтан Алмаши. И если композиторское дарование Золтана ни у кого не вызывает сомнений, то, по словам руководителя «Киевской камераты» Валерия Матюхина, безусловная неординарность солиста-виолончелиста станет своеобразным открытием для киевлян. Этому будет способствовать и исполняемое Золтаном Алмаши произведение: камерная Симфония №4 для виолончели с оркестром Виталия Губаренко, внезапно ушедшего из жизни в начале прошлого года в расцвете богатого и щедрого таланта, волнует подлинным богатством эмоций и чувств.

В первом отделении концерта прозвучат также инструментальная поэма Игоря Щербакова «Покаянный стих», одно из вдохновеннейших сочинений не только этого автора, но и украинской академической музыки последних десятилетий (солистка – молодая киевская скрипачка Богдана Пивненко) и замечательное произведение нашего выдающегося современника Валентина Сильвестрова «Гимн 2001 году», оркестрованное композитором специально для «Киевской камераты».

Второе отделение откроет премьера Концерта №6 для флейты, скрипки и фортепиано с оркестром Владимира Загорцева. Автор посвятил его «Киевской камерате». И это не просто красивый жест – коллектив на протяжении многих лет выступает первым интерпретатором большинства сочинений композитора. Солировать в Концерте №6 будет яркая талантливая молодежь: лауреат международных конкурсов Богдана Стельмашенко (флейта), Александр Володин (скрипка) и дипломант международного конкурса Дмитрий Таванец (фортепиано). Прозвучат также камерная Симфония №9 классика отечественного музыкального искусства Евгения Станковича; кантата Олега Кивы на стихи Осипа Мандельштама и Николая Заболоцкого, в которой выступят заслуженная артистка Украины Ирина Семененко (сопрано) и народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии Валерий Буймистер (баритон).

КОНЦЕРТЫ

20 сентября в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины при поддержке Французского культурного центра выступит камерное трио в составе лауреатов международных конкурсов Эманюэля Стросера (фортепиано), Рафаэля Олега (скрипка) и Анн Гастинель (виолончель).

Все участники ансамбля – яркие неординарные музыканты, имеющие в творческом багаже блестящие победы и убедительные достижения. Рафинированное индивидуальное искусство каждого определяет высокий профессиональный уровень и музыкальную культуру этого небольшого коллектива.

Эманюэль Стросер родился в Страсбурге, окончил Парижскую высшую национальную музыкальную консерваторию по классу фортепиано и камерного ансамбля, затем стажировался у таких всемирно известных музыкантов, как Леон Фляйшер, Дмитрий Башкиров и Мария Пирес. Сделал блестящую сольную карьеру, постоянно участвуя в многочисленных престижных международных фестивалях и выступая с известными коллективами (оркестр Радио-Франс, Парижский камерный ансамбль, камерный оркестр Тулузы). Эманюэлю Стросеру свойственны лучшие качества ансамблиста: умение почувствовать игру партнера, уловить эмоциональные тонкости совместного музицирования. Именно эти достоинства позволяют ему работать в ансамбле со многими выдающимися исполнителями.

У партнеров Эманюэля Стросера – Рафаэля Олега и Анн Гастинель – не менее яркие творческие биографии. Среди побед Рафаэля Олега в первую очередь следует отметить первую премию на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве в 1986 году. Биография же Анн Гастинель напоминает жизнеописания вундеркиндов: в четыре года начала играть на виолончели, в десятилетнем возрасте выступила с сольным концертом по телевидению. Позже – серия побед на международных конкурсах. Критики также неизменно отмечают личностное обаяние Анн Гастинель, глубокую проникновенность ее интерпретаций, утонченность и артистизм.

В исполнении трио Стросер-Олег-Гастинель в Колонном зале им. Н. Лысенко прозвучит одно из поздних сочинений Л.-В. Бетховена (Трио Си бемоль мажор опус 97) и раннего И. Брамса (Три Си мажор опус 8).

С этой же программой 22 сентября французские музыканты выступят в Харьковской филармонии.

КОНЦЕРТЫ

В Центральном доме художника 19 сентября и в Молодом театре 20 сентября при поддержке Польского института в Киеве состоятся концерты одного из самых известных польских джазовых коллективов – квартета Миколая Тшаски «Лоскот».

Это один из самых известных джазовых квартетов Польши. И один из самых непредсказуемых. Их стиль определить однозначно нельзя – музыка «Лоскота» не просто разнообразна, она охватывает весь спектр звучания – от народной африканской и польской музыки до свинга, рок-н-ролла и техно. Лучший эксперт джаза в Украине Алексей Коган говорит о квартете: «Музыка «Лоскота» – смесь из здравого смысла, эклектики и черного юмора. Когда музыканты выходят на сцену, никогда точно нельзя сказать, что они будут играть в следующую секунду. Их импровизации – всегда профессиональные и богатые аранжировкой – неожиданны. Именно этим коллектив особенно интересен». В Украине «Лоскот» еще не выступал.

Квартет создан летом 1993 года. Дебютировал на первом фестивале Gdynia Summer Jazz Days. Затем коллектив прошел все стадии популярности, получая призы сначала на родине – в Гдыне, Познане, Кракове, а потом и за рубежом (например, в Берлине). За восемь лет своего существования «Лоскот» записал четыре альбома, правда, все – разными составами. После одного их выступления музыкальный рецензент журнала Machina написал: «Выступление группы всегда являет собой напряженное соревнование личностей». Видимо, эта фраза и объясняет постоянные расколы в группе. Неизменным ее участником остается лишь основатель и лидер, саксофонист и басовый кларнетист Миколай Тшаска.

Когда-то увлеченный творчеством классика джаза Джона Колтрейна, Миколай бросил факультет живописи при Высшей художественной школе в Гданьске и, поменяв кисть художника на альт-саксофон, всецело посвятил себя музыке. Его приход в польскую группу Milosc в 1986 году способствовал ее быстрому продвижению к широкой популярности. В марте 2000 года, по анкетам критиков самого влиятельного в Польше джазового журнала Jazz Forum, Milosc назвали лучшей группой прошедшего десятилетия. Работая одновременно в двух коллективах, Тшаска успевал и записывать альбомы, и гастролировать, и выступать с такими метрами джаза, как Томаш Станько и Лестер Боуи. То, чем сейчас занимается музыкант, – смесь фри-джаза и авангарда – сам Тшаска называет «yass» и определяет как «джаз, развитый по-другому».

КИНО

На лицензионном рынке Украины появился философский фильм известного польского режиссера Кшиштофа Занусси «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем».

Этот фильм задуман как притча и ею же начинается.

…В современной Польше снимается фильм о монахе-доминиканце святом Бернаре, жившем около тысячного года во Франции. Святость Бернара – в его вере, вдохновляющей других на праведные поступки: один лишь разговор с монахом изменяет помыслы преступника-конокрада, с покаянием после этого взошедшего на эшафот. Посторонний зритель съемок, пожилой врач, не верящий в Бога, Томаш Берг (Збигнев Запасевич) задумывается о том, что же такого сказал Бернар конокраду, который без страха и упрека принял приговор. В это же время Томаш узнает, что неизлечимо болен раком. Страх смерти, то есть то, что врач всегда презирал у больных, теперь становится неотступным его спутником. В поисках поддержки он обращается к тому самому монаху, консультировашему актеров на съемках фильма о святом Бернаре, который и раскрывает умирающему врачу «секрет» Бернара…

Очень деликатная тема картины – вера – столь же деликатно воплощена на экране. С помощью главного героя, размышляющего о смысле жизни, смерти, религии и о Боге, Занусси показывает взгляды и верующих, и неверующих, умело подводя под них философскую базу.

Интересно, что ироничную фразу, ставшую названием картины, режиссер придумал не сам: увиденная им на стене недалеко от своего дома «мысль» и заставила его задуматься. Через несколько недель родилась идея фильма. Для ее воплощения Занусси пригласил одного из лучших польских актеров, режиссера и преподавателя Збигнева Запасевича. Актер без раздумий согласился на предложение (так как был воодушевлен возможностью сыграть психологическую роль, по своей идее жизнеутверждающую) и очень талантливо передал замысел режиссера, за что получил приз за лучшую роль на влиятельном европейском кинофестивале в польском городе Гдыне и приз жюри на международном кинофестивале в Санта-Барбаре. А Кшиштофу Занусси как лучшему режиссеру вручили приз и в Гдыне, и на Московском фестивале. Кстати, в Москве «Жизнь как смертельная болезнь…» так поразила критиков, что фильм определили как «выведший Московский фестиваль на новый, по-настоящему мировой уровень».

КИНО

Впервые в широкий украинский прокат вышел отечественный фильм. Это картина культового одесского режиссера Киры Муратовой «Второстепенные люди». Выпуск в кинопрокат не коммерческого фильма Киры собъясняется двумя важными причинами: популяризацией национального кинопродукта и намерением демонстрировать не только развлекательное кино, рассчитанное на массы и кассовые сборы, но и на элитарного зрителя, далекого от штампованных «голливудских страстей».

Киру Муратову полюбили уже за первые ее фильмы – «Короткие встречи» (1967 г.) и «Долгие проводы» (1970 г.). На Западе случился «муратовский» бум после, пожалуй, лучшей ее картины «Астенический синдром», получившей в 1989 году «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале – одном из трех самых больших в мире. Сейчас Муратова – народная актриса Украины, лауреат «Оскара им. Анджея Вайды» «за вклад в кинематограф», обладатель огромного числа призов, премий и регалий. Феномен Киры Муратовой состоит не только в том, что она одна из немногих в бывшем СССР снимала авангардное кино (сейчас она единственная, кто занимается этим в Украине), сколько в том, что абсурд ее картин возведен в степень и всячески поощряется на мировых форумах. Режиссер уже давно создала свой киномир, за что ее ценят критики, искусствоведы и любители нестандартного кино. Манера снимать близка не каждому, и понять ее картины всегда сложно. Но хотя стиль Муратовой крайне необычен, идеи понятны: показать проблемы и жизнь «маленьких», иногда не совсем нормальных людей и сделать это максимально эксцентрично, на грани фола или даже за этой гранью. «Второстепенных» людей Муратова показывает и в своем последнем фильме 2001 года, который разбит на две взаимопересекающиеся истории.

Абсурд как стиль используется с первых же минут картины. Женщина с криками «Помогите!» подбегает к проходящему мимо доктору и просит его напугать ее пьяного дружка, решившего поджечь собственный дом. Доктор случайно убивает его. Правда, на следующий день мертвый якобы оживает. Вторая история – о близнеце «якобы убитого», телохранителе нового украинца. Босс уговаривает своего охранника убить некоего киллера, уже лежащего связанным в машине.

Патологичность жизнедеятельности всех героев картины абсолютно привычна для творчества Киры Муратовой: «Второстепенные люди» выглядят продолжением ее последних фильмов. Как подтверждение верности избранного пути – призы, которые получил фильм: премия ФИПРЕССИ и приз за дебют Филиппу Панову на кинофестивале в Сочи «Кинотавр».

КНИГИ

На украинском книжном рынке появилась новинка – автобиографическая книга известного отечественного художника-графика и живописца Василия Лопаты «Где-то на дне моего сердца».

До сих пор никто из украинских художников не писал автобиографических повествований, хотя в мире подобные автобиографии довольно популярны, и в свое время их писали Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти, Бенвенуто Челлини и Сальвадор Дали.

«Где-то на дне моего сердца» – очень добрая, иногда печальная, но главное – откровенная книга творческого человека, родившегося перед самой войной, познавшего голод и другие лишения во времена оккупации и в послевоенные годы. «Мои воспоминания, – пишет автор, – это калейдоскоп из битого стекла жизни.»

Василий Лопата стал рисовать еще в четыре года, воспользовавшись вместо красок кусочком угля, а вместо полотна – белой стенкой печи. И графику он избрал тогда же, в детстве. «Графика, – говорит художник, – не столь эффектна, как, скажем, живопись. Однако… Давно как-то в сельской библиотеке я увидел книгу Гоголя «Тарас Бульба». Читать особенно не умел, поэтому рассматривал только картинки. Но они меня тогда потрясли. Это были работы выдающегося украинского художника Михаила Гордеевича Дерегуса. Это был мой первый художественный стресс.» «Чудо» произошло несколько позже, когда, поступив в Киевский художественный институт (теперь Украинская академия искусств), Лопата обнаружил, что одним из его учителей будет его кумир Михаил Дерегус. Позже он окончил творческие мастерские Академии художеств СССР (1972 г.) и стал работать с линоритом и деревом, создал серии графических работ к таким книгам, как «Прапороносцi» О. Гончара, «Каменярi» И. Франко, «Кобзар» Т. Шевченко, «Тарас Бульба» Н. Гоголя и т. д. В 1992 г. художник выиграл тендер на создание эскизов банкнот будущей национальной валюты Украины – гривни, а позже оформил и паспорт гражданина Украины. Разумеется, его автобиографическая книга также иллюстрирована его работами: Василий Лопата создал к ней серию из 25 гравюр.

Книга «Где-то на дне моего сердца» получила высокие рецензии экспертов. Доктор философских наук, доктор искусствоведения, профессор Дмитрий Степовик, в частности, отметил: «Выразительный, сочный язык, поэтическое мировосприятие свидетельствуют о немалом литературном таланте Василия Лопаты. А еще – чудесные прозрачные авторские рисунки, замершие поэмы, поднявшиеся из его памяти и души, наилучшим образом сочетаются со словом. Это делает книгу-исповедь, …, оригинальной, почти беспрецедентной в современной украинской литературе».

Залишити відповідь