Анатолий Юркевич, председатель наблюдательного совета АО «Банкомсвязь»:
– Я считаю, что в принципе ничего страшного не произойдет, потому что в любые времена бизнес – это всегда отношения между людьми. И в любые времена была и будет борьба за рынки, за клиента. Просто когда в этот круг попадают более сильные игроки, в борьбе с ними ты сам становишься сильнее. Что касается конкуренции, то ее не надо бояться, наоборот – тренироваться и становиться на уровень с конкурентами, боится только маленький и слабый. Тот, кто хочет стать сильнее, тот должен непременно искать пути к совершенствованию.
Петр Перетятько, генеральный директор ОАО «Пиво-безалкогольный комбинат «Славутич»:
– Уже сегодня конкуренция на отечественном рынке пиво-безалкогольной продукции достаточно ощутима. Последние три года отрасль активно развивается, и можно сказать, что лидеры рынка в основном сформировались. Вместе с тем средний уровень потребления пива в перерасчете на жителя Украины еще очень низок. Для сравнения: в 2000 году по России этот показатель составил 37 литров, тогда как в нашей стране только 21 литр на человека. Отсюда вытекает и общая перспективность рынка и инвестиционная привлекательность предприятий пивной отрасли.
Через 3-5 лет конкуренция на рынке только усилится. Приход крупных российских производителей возможен, но не драматичен, так как самые крупные предприятия уже определились с инвесторами и при условии стабильной налоговой и акцизной политики способны к дальнейшему развитию. Вследствие завершения технологического перевооружения произойдет общее выравнивание качества пива, а успех компании определяет профессионализм персонала и сформированное в результате его деятельности доверие потребителей к торговой марке.
Владимир Барабаш, генеральный директор фирмы «Мономах»:
– Я думаю, что будет нормальная конкурентная среда с равными возможностями для всех участников рынка. Естественно, я вижу, как развивать свой бизнес: усовершенствовать формы партнерских соглашений, развивать сеть сбыта нашей продукции, усиливать маркетинг. Но конкретные шаги стратегии своего бизнеса я раскрывать не буду, это коммерческая тайна.
Николай Адамкович, директор ООО «Украинская горно-металлургическая компания»:
– Планировать мы можем очень много, но для нас главное, чтобы функционировала украинская промышленность, тогда наши производственные планы реализуются.
Что касается конкуренции, то мы ее не боимся. А в отношении дальнейших планов – будем расширять производство, комплекс предоставляемых услуг.
Станислав Аржевитин, председатель правления акционерного банка «Ажио»:
– Вiдверто кажучи, я не можу поки що прогнозувати на декiлька рокiв уперед, тому що вся сьогоднiшня конкуренцiя мiж банками будується не на ринковiй, а на якiйсь локальнiй конкуренцiї, тобто багато банкiв прикрiпленi до одного акцiонера чи групи акцiонерiв, i вони обслуговують який-небудь окремий бiзнес i дуже залежнi вiд полiтичних розкладiв. Тому говорити про сталу тенденцiю, про сталi прогнози я б просто не брався. Подивiться на поведiнку нацiональної валюти, на поведiнку валютного ринку, який сьогоднi звужений майже до нуля, на поведiнку ринку цiнних паперiв. Менi не хотiлося б навiть прогнозувати, де ми будемо бiльше запроваджувати новi програмнi продукти – на ринку пластикових карток чи на ринку валютних арбiтражних операцiй. Ми живемо настiльки кон’юнктурно, вiд виборiв до виборiв, вiд банкрутства одного банку до банкрутства iнших банкiв, що прогнозувати, на мiй погляд, дуже важко.
Анатолий Колесник, генеральный директор Украинского государственного предприятия «Укрметалл»:
– В успешном сотрудничестве с крупными промышленными предприятиями России. Например, поставка туда металлопроката, а взамен поставки в Украину электродвигателей постоянного тока для горно-металлургических комбинатов. Я вижу в этом хорошие перспективы. В будущем мы будем расширять услуги нашего предприятия. Прежде всего развивать металлургические предприятия, также обновлять и поставлять оборудование в страны СНГ, поднимать машиностроительную отрасль.
Лидия Верховодова, президент Киевской консалтинговой группы:
– Что касается бизнеса, то сегодня консалтинг в Украине только развивается, это новый вид услуг на нашем национальном рынке. Тем не менее я достаточно оптимистично рассматриваю перспективы для нашей фирмы с этой точки зрения – рынок будет и спрос на услуги тоже будет.
Хочу отметить, что украинские консалтинговые фирмы на сегодняшний день проигрывают иностранным в практическом багаже. И здесь конкуренция возможна. При этом преимущество украинского консалтинга – рыночная цена. Спрос со стороны национальных потребителей консалтинга в основном ограничен из-за низкой платежеспособности. А иностранные фирмы просто не могут позволить себе работать по демпинговым ценам. Поэтому стоимость услуг национальных консультантов и иностранных просто несоизмерима.
Александр Грановский, президент ТД «Каштан»:
– Конкуренция будет очень высокая. Мощные российские компании обязательно войдут и утвердятся на рынке Украины. В таких условиях смогут выжить только профессионалы очень высокого уровня с неординарным подходом и плановой политикой развития компании. Что касается нашей компании, мы постараемся приложить максимум усилий, чтобы завоевать и сохранить на протяжении этих лет доминирующие позиции.
Игорь Добруцкий, президент фирмы «Роксолана»:
– Я не вижу сегодня ни одной украинской фирмы, которая могла бы себе позволить хотя бы десятую часть того, что могут позволить себе россияне. А это говорит о том, что мы не смогли заработать большие деньги, чтобы вкладывать на равных с ними. В перспективе получается, что мы будем работать просто по найму, из ниши малого бизнеса мы не вышли в средний класс, т. к. сегодня в Украине отсутствует средний бизнес. А ведь только из самодостаточности среднего бизнеса могли бы строиться в дальнейшем предприятия-гиганты, обеспечивающие сферу услуг или торговли. Я считаю, что конкуренция будет очень жесткой, тем более что покупательский спрос постоянно падает. Например, в отечественной парфюмерии 2002 год будет самым жестким в конкурентной борьбе за все последнее время.
Наталья Кузнецова, вице-президент юридической фирмы «Салком», академик АПрН Украины:
– Процесс проникновения российского капитала в украинскую экономику начался не сегодня. Эту объективную тенденцию мы учли в своей работе давно, у нас много российских клиентов, которые нуждаются в солидном правовом обеспечении своих инвестиционных проектов в Украине. Наш опыт сотрудничества с российскими бизнесменами и юристами позволяет делать оптимистические прогнозы и рассчитывать на хорошие перспективы в будущем. Следует также учитывать, что украинское правовое поле формируется и развивается, воспринимая многие уже действующие новеллы российского законодательства. Это в известной мере способствует развитию контактов между украинскими и российскими юристами. В частности, в сентябре этого года в Киеве будет проведено ежегодное собрание юридических фирм «Евроюрис «Россия-Украина».
Юрий Комаринский, председатель правления ОАО «Днепроспецсталь»:
– Проблемы качества и уровня затрат в производстве останутся ключевыми для отечественных предприятий и через 5 лет. Эти же факторы будут лежать в основе конкуренции. Чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне, прежде всего необходимо создать конкурентный задел. «Днепроспецсталь» выбирает цивилизованный путь ведения конкурентной борьбы – модернизацию производства. Строительство нового цеха финишной обработки металла, которое будет завершено в следующем году, и реализация программы модернизации сталеплавильного производства позволяет нам сделать очередной шаг навстречу клиентам как по качеству, так и по цене.
Александр Анисимов, председатель совета директоров НПФ «Версия»:
– В ближайшем будущем мы не ожидаем глобального изменения расстановки сил на украинском рынке информационных технологий. В области продаж компьютерных систем несомненно лидирующие позиции будут занимать отечественные бренды. Российские компании пока заняты освоением собственных рынков сбыта.
Доминирующие позиции в системной интеграции безусловно займут российские компании. Большой практический опыт, накопленный россиянами при решении сложнейших задач у себя в стране, и схожесть менталитета руководителей крупных предприятий, заинтересованных в консалтинговых и интеграционных услугах, создали им хорошую конкурентную позицию в Украине.
Сегодня ситуация на рынке требует прежде всего взвешенного, планового подхода к решению бизнес-задач. Развитие бизнеса нашей компании, продукция которой успешно конкурирует с мировыми брендами, определяется четкой маркетинговой стратегией, ориентированной на удовлетворение спроса предприятий в современных информационных технологиях и структурой менеджмента, обеспечивающей эффективную работу компании.
Игорь Гордиенко, председатель правления АСК «Остра-Киев»:
– В среднесрочной перспективе ситуация на украинском страховом рынке через 3-5 лет, как впрочем и сегодня, будет складываться под влиянием целого ряда факторов: макроэкономических показателей, которые будут достигнуты на тот момент, степени интеграции страны в европейские и мировые экономические организации и тех обязательств, которые необходимо будет выполнять, а также уровня политической стабильности общества. Факторы, которые непосредственно будут определять количественное и качественное состояние страхового рынка, – это состояние законодательства и страхового в частности, состояние потребительского спроса, привлекательность отрасли для инвестиций.