Клады и народное творчество

Сокровище… Это понятие неслучайно означает что-то тайное, скрытое от посторонних глаз, положенное в неизвестное никому место. Слово это позднего происхождения, в ранних древнерусских письменах оно не встречается. Широкое распространение приобрело лишь в двадцатом веке, для обозначения спрятанных богатств.

Тема сокровищ и затерянных кладов вошла в устное народное творчество, стала одним из любимейших мотивов для многих писателей и поэтов. Информацию о спрятанных богатствах, начиная с глубокой древности, содержат и многочисленные письменные источники (произведения античных авторов, летописи, документы и т. д.). О сокровищах рассказывают античные авторы: Аристофан, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Плутарх, Элиан и др.

Клады на Руси уже в период Киевской державы были привычным явлением. Об этом можно судить, например, из поучительного, религиозно-философского высказывания в «Повести о крещении Владимира», которое призывает отказаться от земных благ и стяжательства в пользу благ духовных и вечного блаженства на «том свете». «Не скрывайте собес кровищ на земли, идеже тля тлить и татье подкопывають, а скрывайте скровище на небесах, идеже ни тля тлить, ни татие крадуть». Скупка золотых монет была привычным делом для торговцев антиквариатом, менял, ростовщиков. Изделия из вечного металла были стабильнее любых других объектов материального мира.

О сокровищах говорится и в «Поучении» сыновьям великого князя киевского Владимира Мономаха, в Арсениевской редакции «Киево-Печерского патерика» и других памятках Древней Руси. Англичанин Д.Флетчер, который побывал в России в 1588 году, в частности, пишет: «Чрезвычайные ущемления, которым подвергаются простолюдины, вынуждают их иногда зарывать монеты в землю и в лесу, чтобы спрятать имущество от навалы вражеской».

Монетные клады времен Киевской Руси

Наконец, самым безапелляционным доказательством того, что сокровища – не плод воображения, есть численные случаи их нахождения в наше время. Огромная роль в распространении обычая зарывать деньги в землю в нашей стране принадлежит войнам и пожарам. Их не только закапывали, но и встраивали в печи, стены монастырей, опускали на дно колодцев и т. д. Для таких целей гончары даже изготавливали специальные горшочки.

Исследовательница денежно-вещевых кладов Г. Ф. Корзухина в своем труде «Русские клады девятого-тринадцатого веков» говорит о том, что из 68 сокровищниц периода Киевской Руси, о которых есть информация, были найдены в:

  • глиняных горшках и посудинах – 46;
  • медной таре – 8;
  • ткани – 5;
  • чаше – 4;
  • бересте – 2;
  • восковой посуде – 1;
  • шкатулке – 1;
  • шкуре – 1.

Однако не все клады возвращались к своему владельцу. Примером может послужить клад восемнадцатого века, найденный во время ремонта Киево-Печерской Лавры 1898 года. Он самый большой по количеству монет и по весу из всех, которые находились в музеях бывшего СССР. Это – монастырский тайник, спрятанный церковниками во времена русско-шведской войны (1700-1721 гг.). задача была сберечь деньги от Петра Первого, который требовал у богатых монастырей денег для ведения войны. Огромная сокровищница, о которой мало кто знал, уже в средине восемнадцатого века осталась вообще без присмотра. Хранились невиданные богатства в четырех оловянных флягах и двухведерной кадушке. Клад содержал больше 6 тысяч золотых предметов весом 24 кг (золотые монеты, медали и т. д.), 9 890 серебряных талеров (288 кг) и 241 русских «ефимок».

Несколько крупных тайников периода Киевской Руси было обнаружено в Киеве в усадьбе Михайловского монастыря. В частности, в 1940 году во время работы Киевской археологический экспедиции найдено клад, который просто лежал в земле. Здесь было 15 серебряных гривен киевского типа (весом от 150 до 160 грамм каждая) и браслет. Здесь же в конце 60-х годов прошлого века обнаружили тайник с 23 гривнами киевского типа. Их вес составил 3,5 кг.

Чего только не таит сегодня наша земля. Не исключено, что археологам и простым людям еще предстоит найти не один десяток тайников, припрятанных от врагов, которых хватает в любое, даже самое стабильное время.