Арахамия заявил, что, вероятно, был участником «политического давления» на Смолия

dfbcbadeddc

Глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, что, возможно, видел, как осуществлялось «политическое давление» на уволившегося главу Нацбанка Якова Смолия. Об этом нардеп сообщил в эфире «1+1».

«Я был, возможно, одним из участников так называемого политического давления на Якова Васильевича. Но если так это можно назвать», — сказал он.

По словам Арахамии, тогда шло большое совещание у президента Владимира Зеленского, на котором присутствовали все ключевые министры, главы комитетов. Тема — повестка дня на следующую неделю.

Во время беседы был поднят вопрос кредитования бизнеса.

Этому предшествовал визит «бастовавших» предпринимателей.

«Говорили: «Вы по телевизору нам рассказываете сказки, говорите о каких-то дешевых кредитах 5–7–9%, Нацбанк рекордно низкую учетную ставку анонсирует – 6%». Нормальные люди, бизнесмены понимают, что если под 6% можно взять (кредит), добавить какие-то административные расходы плюс риски, например, 3–4%, то под 9%, максимум под 10% наверняка можно получить», — сказал он.

При этом, рассказал нардеп, приходя в банки, они слышат о 25–30%. Бизнесмены считают, что это очень большие ставки с необоснованными требованиями, в банках им якобы отвечают, что НБУ указал такие условия для оценки рисков, потому заемщикам выгоднее отказать.

Арахамия подчеркнул, что хорошо относится к Смолию как менеджеру.

«Когда низкая инфляция – это хорошо. Просто, на мой взгляд, они не переключились ментально из-за того, что это все та же старая команда», — добавил он.

По мнению нардепа, изначально у сотрудников Нацбанка была задача «зачистить банковский сектор, все стабилизировать, максимально увеличить золотовалютные резервы». Она успешно выполнена. Однако теперь, считает Арахамия, «время переключить программу».
Нардеп отметил, что в кризисное время все государства стимулируют кредитование.

«Все они делают какую-то контролируемую эмиссию для того, чтобы оживить каким-то образом различные индустрии, все они стимулируют кредитование коммерческими и государственными банками», — подчеркнул парламентарий.

Он спросил у Смолия, сколько за месяц по 5–7–9% выдали кредитов. «Мы вышли на большую мощность – 45 кредитов», — ответил ему тогда банкир.

«Я сначала не понял, подумал, это за час или за минуту. Спросил, за какое время. Он сказал, что за месяц. И он в это верит, что уже все, мы вышли на передовые темпы. А в стране бизнесов, я напомню, несколько миллионов», – резюмировал Арахамия.

  • 1 июля глава Нацбанка Яков Смолий подал президенту заявление об увольнении из-за систематического политического давления на НБУ.
  • 2 июля Владимир Зеленский внес в парламент проект постановления об увольнении Смолия.
  • На отставку Смолия негативно отреагировали послы стран G7 и Международный валютный фонд.
  • Уход председателя Нацбанка уже повлиял на курс гривны и выпуск новых 12-летних еврооблигаций.
  • В Минфине считают, что смена главы НБУ не отразится на отношениях с МВФ.
  • Евросоюз назвал увольнение «тревожным сигналом».