Текущий год стал сплошным форс-мажором не только для украинцев и отечественного бизнеса, но и для человечества в целом. Слово “локдаун” официально признано мегапопулярным, аналитики МВФ называют 2020-й самым провальным для мировой экономики годом со времен Великой депрессии, а нынешний кризис – не похожим ни на один предыдущий.
Тем не менее, есть сферы бизнеса, которые быстрее остальных сумели перестроиться и эффективно работать в новых реалиях. В частности, e-commerce показал результат в период локдауна и после, но все ли прошло гладко? Руководители украинских компаний рассказали, с какими сложностями столкнулись в 2020 году, какие решения оказались успешными и какие планы строят на 2021-й.
Ярослав Губенко
CMO в Secur Group
Как украинский e-commerce пережил карантин?
– Если говорить о доходе – хуже, чем все планировали. Если говорить с точки зрения глобальных процессов, то коронавирус стал отличным драйвером развития технологий. Решения в области диджитализации бизнесов, которые многие годами откладывали, уже стали не опцией, а необходимостью. В свою очередь это простимулировало развитие всей e-commerce ниши.
Какие бизнес-решения, инструменты и технологии оказались эффективными?
– Цифровая трансформация бизнеса оказалась самым выгодным решением, а в выигрыше остались компании, которые начали ее первыми. Максимальный результат принесли решения, которые качественно оптимизируют ключевые e-commerce показатели: CPL, CPO, AOV, LTV.
Если говорить о конкретных технологиях, то все они касаются развития систем аналитики и CRM. Это связано с тем, что спрос на продукты/услуги стал меньше, а игроки на рынке – более агрессивными в плане маркетинга. Поэтому зарабатывать сегодня могут те компании, которые умеют сокращать издержки и расходы, извлекая максимальную прибыль из каждого вложенного в свой проект доллара.
Прогноз развития рынка электронной коммерции на 2021 год
– В 2021 году рынок определенно будет оживать. Все уже научились работать и жить в новой реальности. Для e-commerce компаний открываются новые возможности, поскольку технологическое развитие бизнесов стало решающим фактором в борьбе с конкурентами.
Александр Нигматулин
CMO в PRNEWS.IO
Как украинский e-commerce пережил карантин?
– Если анализировать ситуацию со стороны клиентов, которые пользуются услугами онлайн-сервиса PRNEWS.IO, то ниша e-commerce не только устояла в период кризиса, но и стала интенсивно развиваться.
Как свидетельствует анализ нашей клиентской базы, расходы на рекламу и продвижение статьями в сегменте электронной коммерции уверенно растут, особенно, у крупных компаний. Они лучше всех адаптировались к текущей ситуации со всеми ее вызовами, и понимают: наступил подходящий период для того, чтобы увеличить свою долю на рынке и захватить нишу. Поэтому бизнес активно улучшает уровень сервиса, усиливает присутствие, вкладывается в PR и т.д.
Что касается нашей компании, то мы также не остановились, и продолжаем расти, только более разумно, чем до локдауна. Используем новые технологии, сервисы автоматизации и стараемся развивать бизнес-процессы более взвешенно, оцифровывая результат.
Какие бизнес-решения, инструменты и технологии оказались эффективными?
-Начало кризиса совпало с внедрением новых маркетинговых процессов в PRNEWS.IO. Мы стали использовать другие технологии и инструменты для продвижения и рекламы, стремиться к максимальной измеримости результатов любого процесса. Также увеличили ресурс, направленный на привлечение клиентов, в частности, на контекстную рекламу, в 5 раз.
Продолжаем работать над автоматизацией бизнес-процессов в CRM, чтобы снять нагрузку с менеджеров и часть работы выполнять с помощью автоматических систем, для которых прописываем новые сценарии.
Прогноз развития рынка электронной коммерции на 2021 год
Электронная коммерция развивается и будет интенсивно развиваться – это факт. В условиях глобальных локдаунов по всему миру, по сравнению с оффлайн ориентированным бизнесом, она только выигрывает.
Лидерами станут те участники рынка, которые соответствуют новым реалиям и потребностям клиентов: используют современные платежные системы, оказывают услуги не только быстро и качественно, но и прозрачно. Сегодня клиент выбирает компанию, с помощью которой ему будет комфортно расстаться с деньгами. Поэтому коронавирус задал еще один тренд, который только усилится в следующем году – легализация бизнеса, “отбеливание” всех процессов в сфере e-commerce и не только.
Александр Павловский
Co-Founder/Digital manager Breemark agency
Как украинский e-commerce пережил карантин?
– Больнее всего локдаун ударил по компаниям e-commerce с большим количеством оффлайн сотрудников, т.к. с ними приходилось прощаться, либо содержать в убыток компании. Также малый бизнес, которому всегда было тяжело, максимально ощутил на себе “пандемический” удар. Компаниям с низким оборотом было очень тяжело остаться на плаву, поэтому многие закрылись.
Но огромным плюсом для ниши e-commerce стало то, что во время локдауна бизнес старался максимально улучшить качество клиентского сервиса, переформатировал логистику и в целом пересмотрел расходов, которые не давали нужного эффекта.
Какие бизнес-решения, инструменты и технологии оказались эффективными?
– На самом деле, основной сложностью для бизнеса стал переход на удаленный режим работы. На протяжении всей деятельности нашей компании мы, по разным причинам, частично переходили на такой формат, обязательной привязки к офису у нас не было и нет. Тем не менее, такая длительная десоциализация стала дискомфортной для команды.
За время локдауна мы полностью перестроились, обустроили домашние рабочие места, сделали обязательные Zoom-коллы. Конечно, мы готовы ко второй волне карантинных ограничений, получили огромный опыт и надеемся на то, что подобного дискомфорта не будет. Но живую беседу ни один Zoom/Skype не заменит.
Технологически рабочий процесс нашей компании не изменился. Как и ранее, используем сервис Jira и календарь к ней, а также Google Docs – этого минимального набора инструментов хватает для продуктивной работы.
Прогноз развития рынка электронной коммерции на 2021 год
– На самом деле, прогноз на 2021-й год – положительный. В первую очередь, для клиентов, т.к. люди начали больше “шопиться” онлайн, и все стараются создать им максимально комфортные условия, чтобы забрать себе клиента в это не простое время. А вот win-win возможен только для тех проектов, для которых компании сумеют выстроить идеальную коммуникацию и клиентский опыт.
Но есть и негатив. При второй волне локдауна, если она будет идентичной по продолжительности или более длительной, чем первая, ещё часть малого бизнеса закроется. А малый бизнес всегда интересен и полезен рынку, т.к. является главным генератором идей и нестандартных подходов.
Алина Кунденко
заместитель директора ЧП «Альтеп-Центр»
Какие бизнес-решения, инструменты и технологии оказались эффективными?
– Основными сложностями, с которыми наша компания столкнулась во время весеннего карантина, стали организация безопасной работы сотрудников, удаленного рабочего процесса и снижение уровня продаж. Наш основной канал продаж – В2В, поэтому, когда во время локдауна магазины и торговые точки наших дилеров и дистрибьюторов закрылись, объем продаж уменьшился, а производство было приостановлено.
Поэтому нам пришлось максимально быстро изменить всю организацию работы. Сотрудников перевели на дистанционку, освоили on-line платформы для коммуникации и перенастроили все бизнес-процессы с учетом новых реалий. Также значительно сократили продолжительность рабочей недели работников на производстве. Самортизировало ситуацию то, что наше предприятие всегда поддерживает запасы готовой продукции на достаточном уровне: это позволило обеспечить коллективу возможность максимально оставаться дома, а клиентам поставить необходимое оборудование.
Прогноз развития рынка электронной коммерции на 2021 год
Во время беспрецедентного кризиса украинский e-commerce научился работать в новых реалиях. Растущий спрос онлайн-закупок дал толчок для развития интернет-магазинов, систем продвижения продукции и развития интернет-продаж в целом.