Вадим Денисенко: “Манафорт занимает пьедестал в сознании ОПЗЖ. Не исключено, что с ним снова начнут консультироваться”

bbbaeaaddcafaddd

Вчера стало известно, что действующий президент США Дональд Трамп помиловал бывшего главу своего предвыборного штаба, а также советника “Партии Регионов” Пола Манафорта. Скандальный лоббист, который в свое время работал с Виктором Януковичем, ангольским инсургентом Савимби, филиппинским диктатором Фердинандом Маркосом и другими сомнительными политическими фигурами, в прошлом году был приговорен к 47 месяцам тюрьмы за уклонение от уплаты налогов и банковские махинации. Но в ближайшее время он выйдет на свободу.

И если учесть тот факт, что сотрудничество с украинскими политическими силами в свое время принесла Полу Манафорту около 60 миллионов долларов, а “Партии регионов” — самые большие победы за всю ее историю, логичным выглядит вопрос — не захочет ли мощный вашингтонский лоббист вернуться к своему украинскому проекту (пусть даже и платя этот раз все налоги), и не захотят ли представители бывшей “Партии регионов” привлечь к работе эксперта, которому обязаны многими политическими победами?

Спросить об этом Depo.ua решило у руководителя Украинского института будущего Вадима Денисенко.

– Манафорт вышел из тюрьмы, но теперь он уже не скандальный лоббист, а фигурант уголовного дела. Останется ли у него возможность заниматься лоббистской деятельностью — или его репутация стала слишком токсичной?

– Во-первых, отношения Пола Манафорта с Трампом и другими влиятельными республиканцами никуда не делись. Он будет иметь возможность с ними разговаривать. Во-вторых, время лечит абсолютно все. Поэтому если Манафорт не примет решение оставить свое поле деятельности и выйти на отдых — то со временем он сможет восстановить позиции. С другой стороны, сможет ли он быть влиятельной фигурой в 2021 году — скорее всего, нет.

Кроме того, что Манафорт был лоббистом, он еще и был хорошим политтехнологом. Поэтому возможен вариант, что он найдет человека, способного заниматься лоббизмом — и работать с ним дуэтом, строя дальнейшую карьеру.

– А действительно ли была такой значительной роль Манафорта в Украине, как ему временами приписывают?

– Идея разделения Украины на три сорта была выдвинута россиянами еще во время избирательной кампании 2004 года, группой Павловского (Глеб Павловский — российский журналист и политтехнолог).

Что сделал Манафорт? Он, во-первых, предложил сохранить эту идею, несколько модифицировав ее к более цивилизованным нормам. А во-вторых, — и это действительно был большой прорыв на тот момент, он предложил создать Януковичу имидж “своего парня” из низов, у которого было тяжелое детство, который сумел пробить себе дорогу в жизни. Этот образ был сформирован Манафортом во время парламентской кампании 2006 года. Таким образом, хотя он и не был автором идеи разделения Украины, он полностью поддержал эту идею россиян и воплотил ее в жизнь. Такова была роль Манафорта в судьбе “Партии регионов”. Среди бывших членов которой имя Манафорта ассоциируется с бывшими блестящими победами.

– Возможно ли теперь возвращение Манафорта к работе на политической арене Украины — где он заработал и колоссальные средства, и значительные неприятности?

Насколько мне известно, в недрах ОПЗЖ были проведены определенные социологические исследования относительно возможного возвращения названия “Партия регионов”. И избиратель достаточно одобрительно относится к этой идее. Хотя реализовать ее на практике вряд ли удастся. При этом нельзя забывать, что ОПЗЖ состоит из нескольких антагонистических частей, которые вряд ли разойдутся.

После возвращения на арену Манафорта — об этом многие говорят, и многие думают. В частных беседах представители ОПЗЖ говорят, что их золотой век в свое время был связан именно с идеями Манафорта. Он занимает в их сознании какой-то такой пьедестал.

Поэтому совершенно не исключено, что у него могут начать брать консультации — если, конечно, он вернется в этот бизнес, и при этом не будет слишком токсичным в Вашингтоне — это для деятелей из бывшей “Партии регионов”, при всей их промосковскости, тоже является очень нежелательным. А второй момент заключается в том, что Медведчук, например, тоже вряд ли может положительно относиться к Манафорту, потому что он не был частью этого успеха “Партии регионов”. Он тогда вообще был своего рода определенным антагонистом Януковича.

Поэтому о системном возвращения Манафорта к ОПЗЖ все-таки не стоит. Можно говорить об определенных консультациях определенных людей по поводу их будущего.

– А возможно ли появление какого-то нового политического проекта в Восточном регионе, который мог бы собирать электорат бывшей “Партии регионов”, недовольный нынешним ОПЗЖ?

Частично таков проект Шария — полностью управляемый из России, у него задача собрать более радикальных и молодых пророссийских избирателей. Были попытки сделать что-то подобное у Мураева — которые не вышли даже на стартовые позиции. Сейчас это почти нереалистично. Хотя если выборы будут через три года, какие-то продукты будут создаваться, но это будут пробные проекты, которые будут определяться со своим будущим за 5-6 месяцев перед выборами. Поэтому к появлению подобных сил я отношусь скептически.