Офис простых решений: Почему принцип “Нет Тупицкого — нет проблемы” не работает

bbbbfe

Выход за пределы права, если ты не диктатор, всегда бьет обухом по голове всей стране (диктатор просто и так это делает регулярно). Хотя следует отметить, что умные диктаторы очень часто стараются не выходить за пределы права.

Возможно, мы чего-то не знаем, но мотивы для такого указа пока просто непонятны. Существование подозрения еще не означает виновность. Я не хочу защищать Тупицкого ни в коем случае, но сейчас он выглядит как жертва. У Зеленского были прекрасные возможности в течение всего последнего месяца, когда начались “качели” с КС, ежедневно призывать его уйти в отставку — и это хотя бы дало хорошую пиар-подушку. Вместо этого именно Зеленский обратился к Венецианской комиссии, “Венецианка” срочно дала разъяснения, был принят относительно компромиссный закон о НАПК, где частично было признано, что Конституционный Суд все делал правильно. И тут появляется указ президента об увольнении Тупицкого.

Итак, еще раз: мотивы Зеленского непонятны и вообще не проартикулированы.

Что это значит? Это значит, что в глазах европейцев украинская власть выглядит космонавтами, которые не держат слова. Потому что Тупицкого надо было или увольнять месяц назад без всяких Венецианских комиссий, или уже играть по правилам европейцев.

Давайте попробуем посмотреть, какие варианты нас ждут. хотя тут надо четко понимать, что в окружении Зеленского очень часто говорят А, но Б уже стараются не говорить. Принцип беременной дамочки, которая не верит в собственную беременность и говорит: “А может рассосется” — базовый принцип решения большинства проблем нынешней властью.

Вариантов (базовых) развития событий всего два. Первое, что приходит в голову: Конституционный Суд не признает легитимность указа президента. И у нас начнется настоящий конституционный дурдом. Включая появление двух конституционных судов.

Второй вариант — за последний месяц была проведена работа с судьями и они все присягнут на верность Офису президента (точнее, тому, кто с ними вел переговоры).

Но вся эта история даже не станет победой Зеленского (против коррупции, старой системы или чего другого). Это будет еще одна брешь в стене институциональной способности государства. У нас нет ни закона, ни понятийности. И вместо комплексных решений принимаются непонятные точечные указы. Причем окружение Зеленского, судя по всему, сознательно выводит его на первые роли. Такой указ как минимум стоило бы провести через СНБО. Но ему никто этого не посоветовал сделать. Можно ли это назвать вредительством по отношению к Президенту? В определенной степени да. Ведь почему-то мне кажется, никакого понимания, что делать завтра с Конституционным Судом, который взбунтовался или присягнул на верность, ни у кого на Банковой нет.