Июль — август
Если первая половина года прошла под знаком кадровых мини-революций и попыток противодействовать COVID-19, то в течение следующих шести месяцев политики и власти были сконцентрированы на местных выборах и получении бонусов за победу на них.
“Кадровая” часть работы Верховной Рады завершилась 3 июля, когда парламент почти рекордными для этого года 286 голосами уволил председателя Нацбанка Якова Смолия, который подал заявление из-за политического давления. Минимально необходимые 226 голосов были отданы за отставку из Антимонопольного комитета Юрия Терентьева. 16 июля в НБУ отправили руководить Кирилла Шевченко (за это решение нашлась даже конституционное большинство — 332 голоса), а Светлану Песчанскую 255 голосами депутаты назначили руководить антимонопольщиками. Тогда же 250 голосов нашлось за назначение Олега Уруского вице-премьером — министром по вопросам стратегических отраслей промышленности. Подводя итоги “коронавирусной” сессии, спикер Разумков назвал результаты этих голосований доказательством того, что “монобольшинство, несмотря на заявления оппонентов, есть и продолжает работать”.
В последние дни работы перед летним перерывом депутаты назначили местные выборы в Украине на 25 октября и приняли ряд необходимых для завершения административной реформы законов. Так, 238 депутатов проголосовали за постановление о существенном сокращении количества районов.
Перед летними каникулами главной темой для разговоров на политических кухнях стали очередные социологические исследования и зафиксированное в них дальнейшее движение рейтингов власти вниз. Снижение уровня народной любви к Зеленскому и “слугам” на фоне медленного, но неуклонного роста поддержки двух антагонистических сил — “Евросолидарности” и “Оппоплатформы” — стало сигналом о постепенном возвращении Украины к традиционной парадигме идеологического противостояния.
Фото: Слуга народа/Facebook
Ничего хорошего для “слуг” не обещали продемонстрированные обществу данные и в части выборов главы столицы. За год существования Зе-команда не смогла предложить киевской общине ни альтернативную программу развития города, ни фигуру, способную побороться с Кличко за пост мэра. Звучали фамилии людей, низкий авторитет которых среди киевлян не оставлял иллюзий относительно неожиданностей на октябрьских выборах. В конце концов праймериз за право баллотироваться в мэры Киева под брендом “Слуга народа” выиграла депутат из Равы Русской Ирина Верещук, постоянная участница эфиров телеканалов из “пула Медведчука”. Забегая вперед, ее пятое место на мэрских выборах прекратило разговоры о возможном разделении власти в столице и назначении Верещук главой Киевской госадминистрации.
От избирательных перипетий власть отвлек “луцкий террорист”, который 21 июлю захватил полный автобус заложников. Оказалось, что человек, который заставил президента Украины в эфире вспомнить культовый для вегетарианцев документальный фильм 15-летней давности, — на самом деле психически нездоров. Но и эту тему пытались использовать в политических целях. Почти одновременно прокатилась волна квазитеррористических актов: что-то взрывалось в районе киевского метро “Шулявская”, взрывное устройство находили возле метро “Минская”, поступали звонки о “минировании” Центрального железнодорожного вокзала и большого торгово-развлекательного центра. К счастью, в дальнейшем ситуация в стране вернулась в более мирное русло. А совпадение этих тревожных событий так и осталось необъясненным.
Однако дыхание местных выборов становилось все более ощутимым. Президент Зеленский отправился в большой летний тур по всем областям страны, открыто агитируя под зелеными флагами за свою партию. Опираясь на фото и видео поездок, аналитики пришли к выводу, что гарант использует служебное положение для скрытой политической агитации за партию “Слуга народа”. Как, собственно, делали почти все его предшественники.
Между тем сами “слуги” стали создавать почву для будущих коалиций в местных советах. На примере Киевского областного совета Depo.ua тогда прогнозировал, что в штабе “слуг” окончательно решили инкорпорировать в президентскую партию старые региональные элиты, обеспечив себе большинство в будущих советах. Такой путь мог бы принести результат, но в перспективе президент и его партийцы примут на себя весь негатив от решений подобных коалиций.
В конце июля на посту главы украинского представительства в Трехсторонний контактной группе в Минске Леонида Кучму сменил Леонид Кравчук. Были опасения, что он станет неким “Сивохо-2”. Тем более что из уст первого президента тут же начали раздаваться странные заявления. Но в целом большой “измены” не произошло: слова Кравчука были уравновешены отсутствием соответствующих действий. Значительно более разговорчивым оказался другой новоиспеченный член минской группы Витольд Фокин. Он предложил провести прямые переговоры с боевиками и предоставить особый статус не оккупированным территориям, а всему Донбассу. Из-за длинного языка, которым экс-премьер подставлял уже самого Зеленского под огонь критики патриотических партий, Фокина выгнали из Минской группы. Эта ситуация напомнила, что у власти нет никакой стратегии деоккупации Донбасса. А есть лишь имитация и пиар ради голосов на выборах. С таким багажом страна и вошла в политическую осень.
Сентябрь — октябрь
Новый политический сезон открылся парадом предвыборных съездов партий. Форум господствующей политсилы запомнился своеобразной “Зе-брежневщиной”: слишком уж “слуги” хвалили президента и демонстрировали, что все в стране идет в правильном направлении. А съезд “УДАРа” показал, что Виталий Кличко теперь претендует на роль “главного патриота” (по крайней мере в столице) и автора всех реформ, которые удались в государстве.
Парламентский год стартовал с очередного скандала, связанного с Гео Леросом. Выйдя 1 сентября на трибуну Рады, нардеп от монобильшинства и бывший советник Зеленского раскритиковал политику главы государства и коррупционные, по словам оратора, действия его ближайшего окружения. Видео выступления разошлось по сети. Смелость малоизвестного ранее Лероса связывали с интересами определенных экс-чиновникив: СМИ писали о его возможных связях с бывшим главой ОП Богданом. Слова о Зеленском как о “пустом месте в истории” не сошли с рук депутату: как раз после этих событий его и выгнали из фракции “слуг”. А глава государства назвал Лероса “взяточником и предателем страны”.
Эта серия скандала как внезапно началась, так неожиданно и стихла. Продолжение было уже в октябре, когда Лерос обнародовал новую порцию записей разговоров якобы лиц, близких к верхушке государственной власти. Там говорилось, что приближенный к Банковой нардеп от “Слуги” Николай Тищенко и названный Леросом “смотрящим по Киеву” бывший депутат Киевсовета от Блока Черновецкого Денис Комарницкий якобы общаются по вопросам, граничащим с криминалом. Как эти, так и предыдущие разоблачения Лероса не получили надлежащей правовой оценки. Если не считать сожжения автомобиля обличителя.
Остальные “слуги” были заняты несправедливой с точки зрения части членов этой фракции, продажей партийных квот кандидатам на местных выборах. Тихое недовольство обделенных при разделе пирога исчезло в недрах соцсетей. Единственным смельчаком оказался нардеп “слуга” Галушко, который заявил о выходе из партии из-за якобы продажи мест в списках. В целом эта ситуация еще до завершения выборов ярко осветила проблему: новый Избирательный кодекс с открытыми списками не является эффективной защитой от фальсификаций уже на уровне формирования списков кандидатов в депутаты.
Топ-скандалом избирательного месяца октября стала инициатива Зеленского провести одновременно с голосованием на местных выборах 25 октября опрос избирателей на выходе из участков. Как мы уже знаем, из этой идеи вышел пшик и позор для организаторов. А саму ее суть резко критиковали и политики, и эксперты, и представители международных наблюдателей. Сопровождались выборы и другими коллизиями, причины возникновения и возможности преодоления которых Depo.ua анализировал со специалистами.
Фото: УНИАН
В конце концов, голосование состоялось. Главными его триумфаторами стали мэры крупнейших городов страны, которые в подавляющем большинстве в который раз уверенно победили всех конкурентов. Президентской же партии выборы-2020 принесли фактический проигрыш. Да, “слуги” получили представительство в большинстве местных советов по всей стране, но оказались далеки от своих же результатов образца 2019 года. Кое-где под брендом “слуг” шли откровенно технические персонажи — партия, похоже, сыграла в поддавки с более структурированными партнерами. Поэтому часть бывших избирателей “зеленых” перетекла к ОПЗЖ, партии Шария на востоке страны и различным местным проектам. В более широком контексте результат местных выборов показал начало изменений в соотношении сил на общенациональном уровне. Не исключено, что начались события, способные привести к досрочной смене персоналий на печерских холмах. Depo.ua подробно анализировал итоги выборов и их возможные последствия для страны.
Кстати, 25 октября произошла еще одна, локальная, политическая драма: Олег Ляшко проиграл малоизвестному конкуренту довыборы в парламент по 208-му округу. Поддержка Юлии Тимошенко и олигарх за плечами не помогли …
Ноябрь — декабрь
Когда “слуги” стали выстраивать коалиции в местных советах, чтобы исправить неутешительную в целом для себя картину, по их тылам был нанесен мощный удар со стороны закрытой корпорации людей в судейских мантиях. 27 октября Конституционный суд Украины вынес вердикт, который мог разрушить основы борьбы с коррупцией в Украине. Касается он отмены уголовной ответственности за недостоверное декларирование и ряда других основных вещей.
Перед тем, кстати, Конституционный суд, по представлению 50 народных депутатов, признал неконституционными положения закона “О Национальном антикоррупционном бюро Украины” и указ президента Порошенко о назначении Артема Сытника директором НАБУ. Поэтому с середины декабря Сытник не имеет права занимать эту должность. Но он до сих пор в этом кресле.
Фото: Пресс-служба КСУ
Реагируя на решение КСУ, президент тут же внес законопроект, которым предлагал разогнать Конституционный суд. Но незаконную горячку гаранта не одобрили как в Украине, так и в международных институтах вроде Венецианской комиссии. Поэтому конфликт, который начался со скандального вердикта Конституционного суда относительно е-декларирования, перешел в стадию холодной войны. Парламент принял закон, которым вернул отмененное судом электронное декларирование и восстановил права Нацагентства по предотвращению коррупции. Правда, наказание за плохую память декларантов сделали очень мягким. Согласиться с этим и вступить в противоречие с международными партнерами Украины или вернуть тюрьму за недостоверное декларирование — будет одним из важных вопросов повестки дня для украинской власти в первые месяцы нового года.
Так же открытым остался вопрос, в каком качестве и каком составе будет функционировать сам Конституционный суд, который фактически бросил вызов обществу. Решение президента отстранить главу Конституционного Суда Александра Тупицкого своим указом выходит за пределы права и полномочий главы государства. Поэтому это не точка в этом вопросе, а скорее клякса.
Тень на президентскую команду бросили подозрения в нецелевой растрате созданного в апреле этого года для борьбы с коронавирусом фонда государственного бюджета, куда собрали почти 66 млрд грн. Львиную долю этих средств, вместо того, чтобы обеспечить больницы всем необходимым и компенсировать экономические потери из-за карантина, пошли на ремонт дорог. Это очевидная тема для критики власти и одновременно наиболее узкое место в ее деятельности.
Последние недели года принесли сумбур новостей, большинство из которых еще на слуху. Вспомним их тезисно:
– решение правительства о введении “карантина выходного дня”, принятое после местных выборов, было раскритиковано самими же “слугами” и вскоре отменено. Вместо этого введен полный карантин, срок начала которого несколько раз сдвигался во времени, что породило сомнение в серьезности намерений власти;
– протесты ФЛП в центре столицы: пока точно непонятно, кроется за ними интерес кого-то из крупных игроков в политику, или исключительно недовольство отношением власти к малому бизнесу;
– 15 декабря 289 голосами парламентариев принят государственный бюджет Украины на 2021. Ни одного голоса не дали ОПЗЖ, “Европейская солидарность” и “Голос”. А вот “зеленое” монобильшинство — такого давно не было — поддержало правительственное детище аж 225 голосами. “За” проголосовали “Батькивщина” и т.н. “Группа Коломойского” в разных фракциях парламента;
– на той же неделе монобольшинство провалило назначение вице-премьера по энергетике Юрия Витренко, которого связывают с интересами Игоря Коломойского. Кабмин тут же назначил Витренко и.о., чем усилил подозрения в ангажированности и вызвал раздражение даже “своих” депутатов откровенным пренебрежением их воли.
В контексте всех упомянутых в обеих частях этого текста событий, процессов и тенденций логичным финалом 2020 года можно считать появление данных от социологов, свидетельствующих, что по мнению все большего количества украинцев, страна идет “не туда”, а рейтинги президента все больше и больше падают. Depo.ua исследовал, что стало поворотной точкой, где команда “слуг” свернула в неправильном направлении, и когда украинцы начинали понимать, что полтора года назад обманулись.
Снижение рейтингов “слуг” вряд ли остановится. Ведь никуда не исчезли проблемы с ковидом и коррупционные скандалы с использованием денег из “Коронавирусного” фонда. И все же спрогнозируем, что точками невозврата и началом действительно массового недовольства граждан властью могут стать две вещи. Во-первых, поступление платежек за энергоносители за январь-2021 с новыми повышенными тарифами. К тому времени может загореться и в совершенно ином направлении: в случае обнародования анонсированного оппозицией расследования группы Billingcat относительно обстоятельств провала операции по захвату “вагнеровцев” в Беларуси … Поэтому год, который только начался, скучным точно не будет.
И стартовал он, как и 2020-й, со своеобразного новогоднего поздравления президента, который вновь не предложил никакого видения будущего страны — только общие слова и попытки “выбить” из зрителя нужную эмоцию сопереживания …
Читайте также первую часть этой антологии: От Омана и Богдана до карантина, земли и “антиколомойского” закона