Но год закончился, президент поехал кататься на лыжах в Буковель, а эти обещания так и остались невыполненными.
Вместо снижения тарифов — повышение
В конце 2019 года Зеленский записал видосик из спортзала, в котором заявил, что власти якобы нашли решение, которое позволит следующей зимой уменьшить тарифы на тепло почти наполовину.
“Это будет действительно отдельная программа. Мы готовим эту информацию. Готовим этапы, что будет сделано, какие средства будут выделены. Это точно будет не за ваши деньги”, — сказал президент.
Впрочем, вместо снижения тарифов в декабре 2020 года Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере электроэнергетики и коммунальных услуг, приняла решение о пересмотре тарифов на тепло в большую сторону. Оно действует для 23 ТЭЦ и когенерационных установок, и в большинстве случаев тепло подорожает на 10-30%.
Теплом дело не ограничилось, ведь с 1 января в Украине отменили льготный тариф на электричество. Теперь вместо 90 коп. за кВт*ч на первые 100 кВт*ч для бытовых потребителей в месяц придется платить по 1,68 грн за кВт*ч. Подорожала с января и доставка голубого топлива, тарифы выросли в среднем на 50-80%. Словом, как и хотел президент, украинцы получили “интересные решения”.
Жители разных городов теперь перекрывают трассы, возмущены повышением тарифов. Интересно, что голосовали на выборах в этих городах именно за Зеленского. Например, на Полтавщине, возле села Засулье Лубенского района, около 300 человек перекрыли трассу международного значения Киев — Харьков, протестуя против высоких тарифов на распределение природного газа. А вот результаты голосования в этом селе на президентских выборах — 85,27% за “Зе”. Жители Снятина также вышли на протест. У них Зеленский победил на выборах с результатом вдвое выше, чем у Порошенко.
Партия своих не сажает
В конце 2019-го стало известно, что у “слуги” Романа Иванисова, избранного в округе в Ровенской области, есть судимость за изнасилование. В случае подтверждения информации Зеленский пообещал исключить Иванисова из партии и выгнать из Рады. Информацию о судимости подтвердили в Генеральной прокуратуре, нардепа исключили из фракции и партии. Но из Рады не выгнали — лишить мандата не удалось. Президент был не в курсе, что, по закону, Иванисова нельзя выгнать из парламента — сейчас он внефракционный беспартийный депутат.
Провалил тест на справедливость Зеленский и еще в одном случае. Сотрудники НАБУ поймали на крупной взятке помощника “слуги” Александра Юрченко, которого считают причастным к преступной схеме. Правоохранители говорят, что депутат якобы взял $13 тыс. из $200 тыс. взятки за внесение предложений в законопроект по переработке твердых бытовых отходов. Юрченко отделался внесением залога в 3 млн грн и продолжает работать в парламенте дальше, став доказательством “бескомпромиссной” борьбы с коррупцией во власти, о которой неоднократно говорил Зеленский.
“Режим тишины” вместо мира на Донбассе
В интервью The Guardian президент Зеленский заявил, что после встречи “нормандской четвертки” в декабре 2019-го есть год на то, чтобы достичь результата.
“Правительство может потратить один год на выполнение всего соглашения. Тогда это должно быть реализовано. Больше запрещено. Если это будет продолжаться дольше, нам нужно изменить формат и выбрать другую стратегию”, — сказал он.
Тогда президент отказался говорить, какая может быть запасная стратегия, после этого несколько раз шла речь о загадочных “планах В, С” и т. д., но в чем же они заключаются, никому узнать так и не удалось.
Вместо конца войны или изменения формата переговоров Украина просто зашла в тупик (причем в минский тупик), но Зеленский и глава его офиса Андрей Ермак этого не признают и устами Подоляка продолжают говорить о комбинировании каких-то стратегий по Донбассу. То есть свое главное обещание Зеленский не выполнил.
Вместо амнистии капиталов — непонятные “инвестняни”
Еще в мае 2020 года президент пообещал в этом же году ввести амнистию капиталов.
“Амнистию введем в этом году — должны это сделать, мы договаривались и обещали людям. Налоговую амнистию уже провели в Аргентине, Бразилии, Индонезии, Италии. В этих странах долгое время процветала теневая экономика и гражданам предложили узаконить все, что они заработали, без уплаты налогов, но при этом отдать государству несколько процентов”, — сказал он.
Но Зеленский и здесь не сдержал обещания: вместо амнистии капиталов ввели институт так называемых инвестнянь, которые помогали крупным инвесторам (сумма вложений — от $100 млн) продираться сквозь дебри украинской бюрократии. Правда, проголосовал парламент за этот закон только со второй попытки и в середине декабря. В прошлом году ни об одном крупном украинском или международном инвестпроекте услышать так и не пришлось.
Больше денег на прокуратуру и Офис президента, меньше на науку
В марте 2020-го, во время корректировки госбюджета из-за коронавируса, президент пообещал, что расходы на научную деятельность и образование сокращать не будут. Слова главы государства в Кабмине восприняли по-своему: статью бюджета по финансированию научной и научно-технической деятельности высших учебных заведений и научных учреждений сократили на 11,5 млн грн, Фонд президента по поддержке образования, науки и спорта и программу поддержки приоритетных направлений научных исследований полностью лишили финансирования. Кроме того, на 225,5 млн грн сократили обеспечение деятельности Национального фонда исследований.
Еще рельефнее выглядят цифры госбюджета 2021 год. В нем расходы на образование уменьшили почти на 4 млрд грн, из них местных субвенций на образование – 2,9 млрд грн.
Зато нашлись деньги на увеличение расходов на содержание Офиса президента на 39%, Офиса генпрокурора — на 46%, Государственного бюро расследований — на 67%.
Читайте также: Главные украинские политические интриги 2021 года.
По материалам “Деловой столицы”