Раскрытие бенефициаров: Почему у ЦПАУ сейчас выстраиваются большие очереди

dfbcfacbbaeb

В предпринимательских и общественных кругах наблюдается определенный ажиотаж из-за приближения конечной даты раскрытия информации о всех бенефициарных владельцах юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Украине. Процедура довольно громоздкая и требует представления в государственные органы определенного набора документов, информирует Depo.ua.

Для чего раскрывать бенефициаров
Представление информации о конечных владельцах всех юридических лиц является следующим этапом обеспечения прозрачности структур собственности как в сфере бизнеса, так и в сфере общественных формирований. После вступления в силу закона о финмониторинге (Закон Украины “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения”), когда государство начало активно интересоваться происхождением средств, которыми оперируют украинцы, раскрытия бенефициарных владельцев юрлиц позволит установить еще больший контроль за оборотом денег и имущества.

Итак, в июне 2021 Министерство финансов утвердило положение, согласно которому представление информации о конечных владельцах юрлиц стало обязательным. Поэтому руководитель каждого предприятия или общественного образования, которое зарегистрировано в качестве юридического лица, должно не только указывать своих учредителей, но и схематично раскрывать всю структуру собственности. Причем погружение в глубину этой структуры должен быть таким, чтобы государство увидело всех физических лиц, фигурирующих в цепи основателей и соучредителей: и имеющих непосредственное право собственности (акции, долю в предприятии и т.д.), и даже тех, что таким правом не обладает, но может оказывать влияние на управленческие решения. Вместе со схемой собственности и информации обо всех бенефициарах, их судьбе и степени влияния, нужно также подать и их заверенные нотариально заверенные копии паспортов.

Процедурно каждый руководитель должен подать государственному регистратору, кроме упомянутой выше структурной схемы и копий паспортов, заполненное на установленном бланке заявление о подтверждении сведений о конечном бенефициарном владельце. Госрегистратор в свою очередь после проверки и верификации сведений внесет все предоставленные данные в соответствующий реестр. И с этого момента государственные органы, в их числе и фискальные службы, будут иметь доступ к этой информации.

Но нынешняя кампания по декларированию бенефициаров не заканчивается 10 октября. После этого руководителям юрлиц придется ежегодно обновлять эти сведения. Однако это уже будет происходить не в определенный ограниченный временной промежуток, как сейчас, а с учетом дня регистрации предприятия — то есть ежегодно в течение двух недель со “дня рождения” фирмы или организации, придется снова осуществлять визит к госрегистратору с соответствующим кипой документов.

Чего следует бояться руководителям
Все эти нововведения несколько встревожили предпринимательские и общественные круги. Особенно беспокоит новая система тех, кто пытался скрыть свое участие в предприятии по цепочке фирм.

Но рискуют не только они. Сложность процедуры и сжатые сроки создают угрозу того, что далеко не всем руководителям удастся вовремя собрать и подать необходимые бумаги. В Украине, как известно, зарегистрировано почти полтора миллиона юрлиц. Из них под действие положения не подпадают несколько категорий (политические партии, профсоюзы, организации работодателей, религиозные организации, ОСМД, госорганы и органы местного самоуправления, государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации, а также торгово-промышленные палаты). Зато всем остальным, а их в перечне остается все еще более миллиона, раскрывать владельцев придется в обязательном порядке.

Важно помнить, что непредоставление в установленные сроки информации о бенефициарных владельцах повлечет за собой денежное наказание. Директора могут оштрафовать на сумму от 17 до 51 тысяч гривен.

Можно предположить, что те, кто не успеют, или по иным причинам не подадут документы, рискуют не только заплатить штраф. Они вполне могут оказаться под пристальным вниманием контролирующих органов, которые будут усердно интересоваться теми, кто избегает раскрытия информации о своих конечных владельцах.

Более того, в определенных случаях руководителям юрлиц может угрожать не только административная, но и уголовная ответственность — например, за внесение в документы ложных сведений могут как оштрафовать, так и даже лишить свободы на срок до 3 лет.

Еще один риск для деятельности предприятий и организаций заключается в том, что будет происходить сопоставление данных финансового мониторинга банковских операций с данными, которые вносятся в реестр. И если выявятся разногласия, государство просто заблокирует счета и остановит транзакции и соглашения.

Читайте также: Закон о финмониторинге НБУ объяснил, что изменится для клиентов банков с 28 апреля