В энергетической осаде: Что делает украинская власть, чтобы не допустить веерных отключений

cdccbceebbcd

Depo.ua разбирает, что происходит сейчас на энергетическом рынке Украины

Уголя катастрофически не хватает
Запасы энергетического угля на ТЭС и ТЭЦ быстро снижаются. За прошедшую неделю его количество уменьшилось еще более чем на 7%. За месяц же сокращение составило почти 25%. По данным Минэнерго, ни на одной из государственных ТЭЦ не выдерживаются минимальные нормативы по количеству угля на складах — еще месяц назад дефицит здесь составлял около трети. И он быстро увеличивается.

Все это происходит на фоне полного прекращения импорта угля из России, которая объявила, что с 1 ноября останавливает поставки в Украину. Еще одним “дружественным” шагом стало прекращение перевозок по российской железной дороге угля из Казахстана. Эта энергетическая осада явно усугубляет внутренние энергетические проблемы для Украины. Ведь в структуре импорта российский уголь обеспечивал треть его поставок. С отсутствием казахского угля, на который рассчитывали в Украине, недостаток становится еще большим.

Главная проблема, которую создает дефицит угля для Украины – это сложности с маневрированием внутри энергосистемы. Из угля, который сжигает ТЭС и ТЭЦ, производится около трети электроэнергии. И именно она, вместе с энергией с гидроэлектростанций, является тем ресурсом, который позволяет покрывать пиковые нагрузки в дневное время, которые не вытаскивает на себе атомная энергетика.

Учитывая, что гидростанции сейчас и так работают на полную мощность, недостаток угля может создать провалы в дневном снабжении. Эти провалы, как рассчитывала украинская власть, можно было бы компенсировать за счет импорта электроэнергии из России и Беларуси, как это происходило в предыдущие годы. Несмотря на политическое наполнение любых вопросов, касающихся торговли с Россией и Беларусью, этот план власть держала “в уме” как запасной. И понимая угрозы дефицита, даже сняла наложенный ранее запрет на импорт электричества из Беларуси и начала готовить общество к соответствующему шагу и в отношении России.

Двойной шантаж со стороны России и Беларуси
Однако здесь власть подстерегал еще один сюрприз — Беларусь отказала Украине. И хотя 2 ноября от соседей мы получили 500 МВт электроэнергии, но произошло это по запросу украинской стороны в рамках контракта о предоставлении аварийной помощи. Потребность в этом возникла из-за остановки на аварийный ремонт трех энергоблоков украинской ДТЭК. Но в то же время белорусское министерство энергетики сообщило, что это была именно аварийная помощь, обусловленная отдельным договором. В то время как о коммерческих поставках речи не идет. Фактически это можно понимать как отказ от дальнейшего сотрудничества в угоду россиянам.

Другой возможный канал покрытия дефицита электричества – Россия – является еще более сомнительным. Как заявил глава энергетического комитета Верховной Рады Андрей Герус, запланированных поставок из РФ также не будет, поскольку россияне хоть прямо и не заявили о блокаде, но уже тормозят поставки из-за отмены специального конкурса по продаже электроэнергии украинским компаниям, который должен открыть нужный “шлюз”.

Эксперты говорят, что и как в случае с Лукашенко, в решении России есть явные признаки политического шантажа.

Читайте также: Склонение к переговорам с ОРДЛО и Газпромом. Энергетическая ловушка для Зеленского

Что делает украинская власть
Понятно, что Россия при помощи Беларуси склоняет Украину к прямым переговорам с ОРДЛО, чтобы мы покупали фактически свой же уголь у террористов. Покаместь украинской власти удается обойтись без этого.

Одним из очевидных путей является увеличение добычи собственного угля. В украинском Минэнерго говорят, что работают в направлении увеличения поставок угля из собственных ископаемых на теплостанции уже в ноябре, доведя количество угля до 1,4 млн тонн (в октябре объем поставок составил 1,1 млн тонн).

Параллельно налаживаются каналы доставки угля из Польши, Казахстана, Африки и Америки — ожидается, что таким образом недостаток будет перекрыт примерно до февраля и это будет стоить нам примерно дополнительный миллиард долларов (нехватка примерно 5 млн тонн по 200 долларов за тонну). Вскоре украинские порты должны принять пять судов с импортным углем из США общим объемом около 280 тыс. тонн. Это временно ослабит напряжение, но не снимает все угрозы.

Также Украина запросила аварийную энергетическую помощь не только у Беларуси, но и у более дружественной Словакии – через Бурштынский энергоостров. В “Укрэнерго” журналистам подтвердили запрос на 100 МВт от словаков. И сейчас это все хорошие новости для нас с энергетического фронта. Правительство в лице Шмыгаля успокаивает граждан, что в течение этого отопительного сезона веерных отключений в Украине не будет. 14 из 15 энергоблоков отечественных атомных электростанций будут работать по схеме “13+1”, то есть 13 блоков будут нести основную нагрузку, а один будет резервным, на случай форсмажоров.

“Электроэнергией все бытовые потребители, все промышленные потребители за счет нашей атомной энергетики в течение этого осенне-зимнего периода будут спокойно обеспечены непрерывно”, — успокоил Шмигаль.

По словам бывшего и. о. министра энергетики Юрия Витренко, объединенная энергетическая система Украины отделится от энергосистем России и Беларуси и перейдет в изолированный режим работы в 2022 году.

Читайте также: Сюрприз для невнимательных: Правда ли, что тарифы на отопление выросли вопреки обещаниям власти